03.07.2008 00:00

Творческий подход

Forbes
Роман Кутузов Forbes Contributor, Иван Голунов Forbes Contributor
Иногда самые простые решения помогают вывести бизнес на новый уровень

Интернет вместо аренды

В 1999 году омский программист Александр Осадчий создал сайт Alib.ru — виртуальную книжную витрину. Продавцы выставляют там свои книги, покупатели оставляют запросы. Все денежные расчеты покупатели и продавцы производят между собой, а книги пересылают по почте. В середине июня на Аlib.ru было выставлено около 740 000 наименований. Осадчий зарабатывает на абонентской плате для крупных продавцов. Те, кто выставляет на продажу менее 250 книг, платят 360 рублей за полгода. Больше книг — выше плата.

Обнаружив этот сайт, уфимский предприниматель Дмитрий Николаев, торговавший старыми книгами, спасся от разорения. Спрос в регионах невелик, аренда магазина на окраине едва окупалась. Сейчас Николаев выставляет на продажу через Аlib.ru более 7000 книг, это обходится ему в 650 рублей в месяц — с арендной платой не сравнить. За день книг продается в несколько раз больше, чем в магазине, к тому же столичные книголюбы готовы покупать издания по более высоким ценам. За полтора года уфимский букинист продал через Аlib.ru более 6500 книг.

У Осадчего появились последователи. Владельцы магазина антикварной книги Александр Соболев и Петр Дружинин несколько лет назад свернули торговлю книгами на Новом Арбате и открыли интернет-магазин RareBooks.ru. Результатами довольны.

Услуга как товар

Иногда решающее значение для бизнеса имеет упаковка. Пять лет назад москвичка Алина Янковская увидела в одном из лондонских магазинов сертификат на экскурсию. Идея упаковать услугу как товар и выставить на прилавок Алину поразила. Так появилась на свет компания «Present Show — Приключение в подарок», в которой Янковская стала управляющим партнером.

Компания продает через сеть магазинов подарков «Красный куб», книжные магазины «Букбери» и свой сайт красочные упаковки, внутри которых — сертификат на то или иное «приключение». Этим словом здесь называют любую услугу — от тайского массажа до конной прогулки и полета на МиГ-29. Активировать сертификат получатель может в течение года. В коробке также лежит брошюра с подробным описанием мероприятия. Эти услуги оказывают специализированные компании — Present Show к ним отношения не имеет, хотя организует трансферт до «места приключения». В каталоге Present Show около 400 «приключений», оборот компания не раскрывает.

Самое неожиданное открытие, сделанное Янковской: многие клиенты покупают сертификаты не в подарок, а для себя. Для таких разработана упрощенная и более дешевая версия услуг. Следующий шаг: продавать сертификаты в виде карточек на кассах супермаркетов.

Ниша в нише

Сотни курьерских фирм конкурируют за место под солнцем. Валерий Шорунов, совладелец компании «Кинологистика», в этой битве участия не принимает. Он возит исключительно бобины с кинопленкой и в своей сфере бизнеса — монополист.

Бывший директор кинопрокатной компании «Ист-Вест» понял, что по мере открытия кинотеатров в регионах проблема доставки фильмов становится все острее. Тираж блокбастеров достигает 1000 пленок, фильмокопии должны быть доставлены во все кинотеатры одновременно строго ко дню премьеры и при этом с соблюдением всех мер безопасности, чтобы избежать пиратского копирования.

«Кинологистика», которую Шорунов создал, покинув «Ист-Вест», доставляет в кинотеатры до 60 000 фильмокопий ежегодно плюс рекламные материалы — от плакатов до картонных киногероев. Годовой оборот компании — около 400 млн рублей.

Новости партнеров