03.08.2008 00:00

За кадром

Иван Голунов Forbes Contributor
Может ли малый бизнес найти общий язык с крупным? Опыт телешоу «Капитал» показывает: вряд ли

В России много талантов. И много богатых людей. Идея свести одних с другими лежит на поверхности. И однажды телеканал ТНТ решил ей воспользоваться, организовав шоу «Капитал», которое шло в эфире летом 2006 года.

Начиналось все здорово. Когда гендиректор ТНТ Роман Петренко покупал у Sony Pictures лицензию на шоу, он руководствовался едва ли не просветительскими целями. «Мы хотели показать, как хорошая идея превращается в бизнес, а бизнес в деньги, — рассказал он Forbes. — Ведь среднестатистический россиянин верит в то, что большие деньги нельзя заработать, а можно только украсть».

Петренко решил собрать в телеэфире соискателей с идеями и известных бизнесменов, начинавших с нуля и теперь готовых вложить деньги в интересные проекты. Участвовать в «Капитале» согласились президент управляющей компании «Тройка Диалог» Павел Теплухин, основатель «Одинцовской кондитерской фабрики» Андрей Коркунов, президент группы «Каскол» Сергей Недорослев, совладелец «Евросети» Евгений Чичваркин и президент холдинга «Ледово» Надежда Копытина. За девять выпусков шоу, выходивших еженедельно с мая по август 2006 года, бизнесмены рассмотрели около 50 самых разных идей — от создания сети автоматов по продаже рингтонов до организации поп-группы. Бизнесмены отобрали семь проектов, в которые согласились вложить порядка 28 млн рублей (см. справку). До стадии воплощения дошел только один — рекламный проект «Пассажир-ТВ».

Авторы идей, представленных на шоу, по большей части не имели никакого бизнес-плана и даже не могли толком объяснить, в чем их преимущество. На этом фоне «Пассажир-ТВ» — проект 20-летнего петербуржца Артема Зосименко — выглядел безупречным. Он разложил все по полочкам: одна «маршрутка» за день перевозит около 12 000 человек — потенциальных потребителей рекламы; для того чтобы охватить основные петербургские маршруты, нужно установить 700 экранов; установка монитора стоит около $600, ежемесячное обслуживание — еще $80. Окупаемость проекта — чуть более года. Есть уже установленные мониторы, есть предварительные договоренности с владельцами маршруток и производителями экранов. Для раскрутки Зосименко требовалось 12 млн рублей. Инвесторам он был готов отдать 60-процентную долю в проекте.

Вложиться в «Пассажир-ТВ» тут же согласились Коркунов, Недорослев и Теплухин. Чичваркин и Копытина не присоединились к ним по чисто прагматическим соображениям: когда много инвесторов, прибыль уже не так высока. «Хотя этот проект был самым запоминающимся. Сразу было понятно, что он реализуется», — вспоминает совладелица «Ледово».

Еще до окончания шоу, в июле 2006 года, Артем Зосименко подписал с тремя бизнесменами договор, согласно которому те обязались внести по 200 000 рублей в уставный капитал создаваемого ЗАО «Пассажир-ТВ» и далее предоставить по 4 млн рублей. Тут же начали всплывать не самые приятные подробности. «Выяснилось, что установленных экранов не полсотни, как заявлялось на съемках, а меньше десятка, а обозначенная цена мониторов выше, чем можно купить в Китае», — вспоминает Андрей Коркунов. Тем не менее компания была учреждена, Теплухин, Коркунов и Недорослев получили по 20% ее акций. Остальные 40% поделили между собой Зосименко и три его приятеля.

С реализацией проекта нужно было спешить: идея-то была рассказана с экрана на всю страну и подхвачена конкурентами. «Всплеск инвестиций на рынке рекламы в маршрутках произошел как раз после шоу «Капитал», — уверяет Артур Аксенов, совладелец «Первого маршрутного телевидения», крупнейшего на Урале и в Сибири оператора экранов в общественном транспорте.

Первым деньги на развитие «Пассажир-ТВ» выделил Сергей Недорослев. В сентябре 2006 года он перечислил компании по договору займа 3,9 млн рублей. Теплухин и Коркунов осторожничали, чтобы, по словам последнего, «не потерять все деньги». «Когда доходило до рутинных дел, начинались смешные проблемы — то факс не работает, то платежку потерял», — вспоминает Коркунов, скептически оценивающий организаторские качества молодого предпринимателя. Кондитер сам включился в бизнес-процесс: заказал в Китае мониторы. Зосименко тем временем заключил контракты с основными владельцами маршрутных такси в Санкт-Петербурге и начал переговоры об установке рекламных экранов в питерском метро и московских электропоездах, следующих в аэропорты. Он также наладил контакты с транспортными компаниями Вологды и Нижнего Новгорода.

И тут, на самом старте, в компании случился раскол. Александр Лозинский — один из миноритариев «Пассажир-ТВ», недовольный осторожностью основных акционеров, подыскал себе инвесторов, создал компанию «Авто-Видео Рекламный сервис» и перехватил контракты с двумя крупнейшими питерскими перевозчиками. Реакция именитых акционеров была предсказуемой. Коркунов заявил Зосименко, что, если тот не смог проконтролировать своих партнеров, то о совместном бизнесе не может идти речи. Коллеги-предприниматели его поддержали. В декабре 2006 года гендиректором «Пассажир-ТВ» вместо Зосименко стал один из менеджеров «Каскола», запустивший процедуру ликвидации. Китайские поставщики к тому моменту еще не начали сборку мониторов и вернули предоплату.

«Развод» с Коркуновым, Недорослевым и Теплухиным не обескуражил автора идеи рекламы на экранах в маршрутках, и вскоре он нашел себе новых инвесторов. Партнерами Зосименко стали Лев Леваев и Вячеслав Мирилашвили. Первый — сын водящего дружбу с крупными московскими чиновниками девелопера и диамантера Льва Леваева, второй — сын известного петербургского бизнесмена Михаила Мирилашвили, отбывающего сейчас срок в колонии строгого режима за похищение человека. Новые партнеры Зосименко оказались людьми влиятельными: созданная заново компания «Пассажир-ТВ» быстро установила около 400 экранов в автобусах питерского ГУП «Пассажиравтотранс» и Петербургской транспортной компании. А потом начала поглощать конкурентов: в июле 2007 года купила компанию «РПГ-Медиа» и в октябре — «Авто-Видео Рекламный сервис». Таким образом, «Пассажир-ТВ» стала крупнейшим рекламным оператором в петербургских маршрутках (около 1500 мониторов).

Только вот автору идеи от этого было ни холодно ни жарко: Мирилашвили с Леваевым выделили ему должность PR-директора и 5% от проекта, да и эту долю он в июне 2008 года им продал. За сколько продал, Зосименко не рассказывает, лишь сухо говорит, что всем доволен и теперь разрабатывает проект фермы по разведению осетров для производства черной икры.

Почему не состоялись другие проекты, представленные на «Капитале»? Финалист шоу, бизнес-тренер Елена Картаева уверена, что бизнесмены изначально не были настроены на полноценное партнерство: смотрели на все свысока и жестко критиковали, даже не пытаясь объяснить авторам идей их ошибки. Один из совладельцев компании «Родос-М», не дождавшейся инвестиций, высказался более резко: хитрецы, готовы подкинуть денег, чтобы посидеть за чужой спиной до первых успехов и перепродать проект следующим рантье.

Что думают о результатах шоу на ТНТ? Программа не была особенно удачной: ее доля в аудитории в возрасте 18–30 лет составляла 7–11% — ниже средней по каналу. «Телеканал со своей задачей справился — выступил связующим звеном между деньгами и идеями, — настаивает один из продюсеров канала. — Большой бизнес по каким-то причинам не нашел общего языка с представителями бизнеса малого. Однако эти проблемы лежат вне компетенции телевидения».

рейтинги forbes
Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться