К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Живой товар


Футбольные агенты могут зарабатывать не меньше, чем сами футболисты. За что им платят?

После Евро-2008 игроки сборной России по футболу повесили на шеи бронзовые медали и сильно повысили свою трансферную стоимость. Гранды европейского футбола хотят видеть в своих рядах Андрея Аршавина, Романа Павлюченко, Юрия Жиркова, Игоря Акинфеева и других игроков.

Сами спортсмены крайне редко занимаются своим трудоустройством и обсуждают детали контрактов; как правило, это дело посредников — футбольных агентов. При переходе футболиста из клуба в клуб его агент может получить до 10% от трансферной стоимости. Впрочем, даже если игроки сборной России останутся в своих командах, их контракты, скорее всего, будут увеличены, а агенты и с этого получат свою долю — 5–10%.

Неплохой бизнес, главное найти талантливого спортсмена и выставить его на всеобщее обозрение. В 2005 году Герман Ткаченко, бывший топ-менеджер «Сибирского алюминия», экс-президент самарского футбольного клуба «Крылья Советов», создал спортивное агентство ProSports Management. Сейчас у Ткаченко около 50 клиентов, помимо российских футболистов есть игроки из Ганы, Камеруна, Нигерии, Сенегала, Латвии, Литвы, пара бразильцев.

 

Среди клиентов ProSports Management — бывшие и нынешние игроки сборной России — Егор Титов, Владислав Радимов, Игорь Семшов, Александр Анюков, Денис Колодин, капитан на Евро-2008 Сергей Семак. «Агент — это лишь инструмент, который должен позволить игроку максимально реализовать свой спортивный и коммерческий потенциал» — так Ткаченко описывает суть своей работы. Звучит красиво, но что происходит на самом деле? «Большинство агентов обеспокоено лишь собственным заработком, не отстаивают интересы игроков, а видят в них средство наживы», — считает генеральный директор ПФК ЦСКА Роман Бабаев.

Футбольным агентом в большинстве стран, включая Россию, может стать кто угодно — родственник игрока, человек с юридическим образованием, просто бывший спортсмен или тренер. Впрочем, Российский футбольный союз лицензирует агентскую деятельность — примерно 140 владельцев лицензии имеют право работать в любой стране, входящей в ФИФА (Международный футбольный союз).

 

Агенты-самозванцы и просто «жучки», крутящиеся около футбольного бизнеса, исчисляются сотнями. «Среда очень конкурентная, и многие считают, что если обольешь грязью коллегу, то ты выиграл, — рассказывает Ткаченко. — В этом смысле деятельность футбольных агентов сродни шоу-бизнесу». Как и в шоу-бизнесе, бухгалтерия большинства российских клубов непрозрачна, и трансферным рынком активно интересуется криминал. Успешный футбольный агент, бывший нападающий московских «Торпедо» и «Динамо» Юрий Тишков был убит перед подъездом своего дома пять лет назад (киллеров не нашли).

С тех пор объем денег в российском футболе только увеличился. В этом сезоне бюджет чемпиона России «Зенита» — $120 млн, «Локомотива», «Рубина» и «Спартака» — около $70 млн, совокупный бюджет всех клубов российской Премьер-лиги оценивается в $0,8–1 млрд, сильнейшие игроки получают по нескольку миллионов долларов в год, ежегодно переходы совершаются на $150 млн. Заработки известных футбольных агентов, таких как Павел Андреев, Олег Артемов или Алексей Сафонов, сравнимы с доходами игроков сборной России.

Регламент ФИФА предписывает агентам получать либо процент от ежегодных доходов футболиста, либо долю от трансферной стоимости при переходе из одного клуба в другой до истечения контракта. В России принятые во всем мире правила не действуют. «У нас некоторые сильные агенты могут получать и с одного клуба, и с другого, плюс еще и с игрока», — говорит Ткаченко.

 

В ПФК ЦСКА стараются вообще не иметь дел с футбольными агентами. «Действует жесткое правило: ни один футболист, не посоветовавшись с руководством клуба, не заключает агентских договоров», — рассказывает Роман Бабаев. По его словам, ЦСКА предпочитает решать все вопросы с клубами и непосредственно с игроками. Зачастую такой подход оправдан. «Бывает, футболист хочет перейти в другой клуб, его там устраивают условия, но агент требует повышенные комиссионные, и в итоге ничего не получается», — рассказывает Константин Сарсания, советник президента «Зенита», в прошлом влиятельный футбольный агент.

Любой агент заинтересован в повышении стоимости своих футболистов. Но может ли сам агент повысить трансфер своих клиентов? Один из самых действенных способов — договориться, чтобы футболиста взяли в сборную страны. Ведь у сборников есть шанс проявить себя в международных матчах и попасть на глаза европейских скаутов.

Как рассказал Forbes один из футбольных агентов, просивший не называть его имени, многие его коллеги начинают договариваться с тренерами еще на уровне юношеской и молодежной сборных страны. «Есть агенты, которые приплачивают тренерам, и есть тренеры, которые берут деньги. Тренер может сказать: вот этого игрока необходимо вызвать в сборную, я без него команду не вижу, и получить «комиссионные», — рассказывает агент.

Как насчет героев Евро-2008? Агенты утверждают, что со штабом голландца Гуса Хиддинка, контракт которого (€2 млн в год) оплачивает фонд «Национальная академия футбола» Романа Абрамовича, договориться невозможно. «Обсуждать такое на уровне национальной сборной, имея Гуса Хиддинка на посту главного тренера, — смешно и нелепо, в лучшем случае нарвешься на вежливое молчание, в худшем тебя просто пошлют», — говорит футбольный агент Сергей Базанов.

Если все игроки пристроены и никто больше интереса к ним не проявляет, агент должен следить, чтобы клуб неукоснительно выполнял все денежные обязательства перед футболистом. «Если в нашем футболе все выплачено в срок, значит что-то не так», — усмехается Ткаченко. Напряженная работа начинается, когда срок контракта подходит к концу. Зачастую клуб начинает оказывать давление на футболиста, его не ставят в основной состав, пытаются подсунуть новый договор. Задача агента — отстоять права своего подопечного.

 

«Любой хороший агент должен занимать сторону игрока, какие бы у него ни были отношения с руководством клуба», — считает Сарсания. Пару лет назад он был агентом тогдашнего игрока «Зенита» и сборной России Александра Кержакова, которого клуб категорически не хотел отпускать в испанскую Sevilla. Клуб не устраивала предложенная испанцами цена, а Кержаков не хотел уходить ни в какую другую команду. И тогда по согласованию с агентом футболист устроил итальянскую забастовку, перестав играть в полную силу. В результате тренер «Зенита» Дик Адвокат перевел Кержакова в запас, и тот неделями сидел на скамейке. В конце концов руководство «Зенита» решило, что выгоднее продать Кержакова за меньшую цену, чем держать его в запасе, выплачивая всю положенную по контракту зарплату.

В этом сезоне Кержаков вернулся из Испании в московское «Динамо», а «Зенит» по заключенному ранее соглашению получил, по некоторым данным, 30% от трансферной суммы, выплаченной российским клубом за Кержакова.

Прошло два года, и в «Зените» новый конфликт: из клуба хочет уйти другая звезда, Андрей Аршавин. Пока история повторяется: после Евро-2008 «Зенит» готов расстаться с Аршавиным только за большие деньги (озвученная сумма — не менее £24 млн, или около $48 млн). Нападающий питерского клуба с детства мечтал играть в Barcelona, а испанцы были готовы заплатить за российского нападающего максимум €15 млн.

Зарубежный представитель Аршавина Деннис Лахтер называет все новые клубы (Chelsea, Arsenal, Tottenham) и все большие суммы, за которые, якобы, футболиста готовы купить. Пойдет ли на пользу Аршавину поднятая вокруг его имени шумиха? «Зенит» и агент игрока заинтересованы получить за него максимально возможные деньги, но дальнейшая карьера футболиста оказалась под вопросом.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+