03.10.2008 00:00

Сопротивление системы

Реформа Германа Грефа глазами сотрудников Сбербанка

Минувшим летом в конференц-зале центрального офиса Сбербанка прошло мероприятие, подобных которому здешние стены не видели. Согласно программе это была встреча руководства банка с трудовым коллективом — ничего экстраординарного. Необычен был весьма демократичный формат. После вступительных речей президент Сбербанка Герман Греф вызвал на сцену несколько человек и предложил им быстро и аккуратно сложить футболку. Получалось либо быстро, либо аккуратно. Тогда аудитории продемонстрировали короткий видеоролик — на нем некая японка виртуозно, в три движения, складывала футболку за одну секунду. Греф пояснил: одну и ту же операцию можно делать с разной эффективностью. Ясно?

«Внешне красиво, но если развернуть, будет мятая. От нас этого ждут?» — прокомментировал данный эпизод один из сотрудников Сбербанка, видевший летнее мероприятие в записи (диски со встречи разослали по всем отделениям). В крупнейшем российском банке, число работников которого насчитывает 260 000 человек, царят тревожные настроения. Пришедший в конце прошлого года из правительства Греф затеял в Сбербанке реформы, желая повысить эффективность работы и привлекательность банка для клиентов. А реформы, как известно, редко нравятся сотрудникам.

Чем Греф не угодил подчиненным? В феврале президент Сбербанка говорил в интервью Forbes, что его как клиента категорически не устраивает качество обслуживания. Греф заметил, что даже внешний облик операционисток оставляет желать лучшего. Вскоре, как говорят очевидцы, Греф устроил показательный разнос сотрудницам операционного управления центрального офиса (которые, кстати, даже не общаются с клиентами). В основном там трудятся немолодые женщины, привыкшие ходить на работе в тапочках, как дома. Обувь им пришлось сменить.

Несмотря на такие рейды, официального дресс-кода для всех сотрудников Сбербанка так и не появилось. Однако, как утверждает управляющая отделением в центре Москвы, многие филиалы по собственной инициативе перешли на форму «белый верх, темный низ». Приветствуются зеленые (корпоративный цвет Сбербанка) шарфики, которые нарезают из специально выданного куска материи. Одна из собеседниц Forbes, заместитель управляющего филиалом по работе с юрлицами, уверяет, что из-за новых требований к внешнему виду была готова уволиться, но в последний момент смирилась. В октябре сотрудников сберкасс ждет еще одно потрясение: отменяется перерыв на обед.

Тем временем в центральном офисе «Сбера» появился свой повод для недовольства — с конца весны здесь обосновались консультанты международных компаний McKinsey и Bain, которые разрабатывают стратегию долгосрочного развития. Молодые люди в хороших костюмах возят за собой чемоданы на колесиках для документов (местные окрестили их «кошельками») и занимают помещения, предназначенные для внутренних семинаров и тренингов. Начальников подразделений обязали выделить людей, которые могли бы общаться с консультантами от 50% до 100% рабочего времени — сотрудники «Сбера» воспринимают это как потерю времени. «Консультанты, которые приходили к нам, оказались совсем некомпетентными, — риск-менеджер, работающий в Сбербанке 10 лет, не скрывает неприязни. — Было ощущение, что это мы их учим за деньги Сбербанка. За очень большие деньги».

Нельзя сказать, что Греф не пытается разъяснить сотрудникам истинное назначение консультантов и смысл реформ. Ежемесячно он рассылает всем подчиненным электронные письма, где признает, что «конкуренты… научились работать эффективнее и быстрее» и что «неповоротливые империи [как учит история] рушатся». В письмах он просит сотрудников «оценить чистоту стола», посмотреть, «хорошо ли вымыт пол в зале» и «чистые ли двери». Пишет он и про консультантов: «Чтобы взглянуть на мир по-другому, выйти из привычного круга, оценить себя по сравнению с другими банками, мы привлекли лучших в мире консультантов… Решение проблемы — не в консультантах, а в нас самих и нашем деятельном желании перемен».

Но сотрудники, похоже, не впечатлены. «Почему бы господину Грефу вместо пафосных посланий о наведении чистоты и порядка, не довести до каждого сотрудника эту самую таинственную стратегию развития банка? Или мы умом не вышли, чтобы ее понять? Или, прочитав эту самую стратегию, еще оставшиеся с мозгами сотрудники побегут прочь подальше?» — пишет один из сотрудников «Сбера» на банковском форуме в интернете. Как признаются собеседники Forbes, многие ждут увольнений в результате реорганизации и некоторые менеджеры среднего и низшего звена уже сейчас покидают Сбербанк, если им есть куда идти.

На основе отрывочных сведений, озвученных руководством, McKinsey предлагает применить к Сбербанку стратегию, подразумевающую существенное снижение расходов. В отделениях, например, предложено экономить на канцтоварах и бумаге для принтеров. Сотрудница центрального офиса рассказывает, что недавно у них построили банный комплекс: русская парная, финская сауна и хаммам. «А нам при этом твердят о какой-то оптимизации», — возмущается она.

Возможно, зря. Внешне банк изменился. У него наконец-то появился интернет-банкинг, кредиты теперь можно получать без поручителей. По основным финансовым показателям Сбербанк продолжает бить рекорды: чистая прибыль за первые семь месяцев 2008 года составила 81,8 млрд рублей (на 40% больше, чем за такой же период 2007-го). Кредитный портфель потяжелел на 726 млрд рублей (темп прироста увеличился на 1,7 процентных пункта и составил 17,7%); средства на счетах физических к началу сентября достигли 3 трлн рублей; соотношение затрат к доходам сократилось до 44,9%. И катастрофическое падение капитализации Сбербанка — с $96 млрд в конце 2007-го до $38 млрд в середине сентября 2008-го — вряд связано с неуклюжим менеджментом, а скорее, с мировым финансовым кризисом и бегством инвесторов с фондовых рынков.

А как быть с недовольством сотрудников? Это можно исправить. Когда на встрече с трудовым коллективом Греф начал говорить о кредитах населению за две минуты, зал недовольно загудел. Несколько лет назад банк пытался ввести экспресс-кредитование — проект провалился. На возмущение со стороны присутствующих Греф ответил примерно следующее: «Не вы меня выбрали — не вам и возражать». И продолжил: «А кому не нравится…» В зале мгновенно наступила тишина.

Новости партнеров