03.10.2008 00:00

Меж двух огней

Жертвой конфликта в Грузии стали инвесторы из Персидского залива

Баланс пятидневной войны между Россией и Грузией будет подведен еще не скоро. Но один крупно проигравший известен уже сегодня. Это эмират Рас-эль-Хайма, в числе семи других полусуверенных монархий входящий в Объединенные Арабские Эмираты. Бомбы, упавшие на черноморский порт Поти, не только нанесли инвестиционному фонду этого эмирата ущерб на несколько миллионов долларов, но и поставили под вопрос проекты на $2,5 млрд.

Рас-эль-Хайма — крохотное государство с населением 250 000 человек. И хотя там имеются кое-какие запасы углеводородов, далеко на них не уедешь. Несколько лет назад наследный принц шейх Сауд Бин Сакр Аль-Кассими начал проводить политику, которая принесла процветание соседним эмиратам — Дубаю и Абу-Даби. В Рас-эль-Хайме была открыта свободная экономическая зона, резиденты которой освобождены от уплаты практически любых налогов и пошлин. Теперь здесь есть не только красивые пляжи, но и отделение престижного американского Университета Джорджа Мейсона, начато строительство искусственного острова и тематического парка, посвященного космонавтике. Сам кронпринц возглавил государственный инвестиционный фонд Rakia, вкладывающий деньги по всему миру. Его девелоперское подразделение Rakeen ведет проекты в ОАЭ, Индии, Ливане, Иране и Конго. А два года назад руководство фонда открыло для себя Грузию.

Экономическая политика Михаила Саакашвили очень похожа на ту, которую шейхи из ОАЭ ведут уже пару десятилетий. Минимум налогов и административных барьеров, нулевые пошлины — руководители Rakia это оценили. Прошлой весной фонд получил право организовать вокруг глубоководного порта в Поти свободную экономическую зону по образу и подобию существующей в Рас-эль-Хайме. Инвесторы из Персидского залива оценили стоимость проекта в $200 млн и, не мешкая, взяли порт под свое управление. Деньги нужны для строительства нового терминала, позволяющего увеличить грузоподъемность порта с нынешних 7 млн т в год до 35–40 млн т.

Для шейхов из ОАЭ вложения в иностранные порты сейчас, пожалуй, даже более «профильный» бизнес, чем добыча нефти. Пионерами были компании из Дубая DP World и Dubai World. «Они очень конкурентоспособны, — говорит о дубайских портовых компаниях Ллойд Тревор-Джонс, главный редактор аналитического издания Business Intelligence Middle East. — Их инвестиции в порты приносят хороший доход, и то же самое должно получиться в Грузии».

Действительность внесла коррективы. В августе авиация России бомбила порт Поти (грузинская сторона сообщила о трех погибших рабочих), а в сентябре его продолжили патрулировать российские части. Все это время порт не работал. Потери из-за вынужденного простоя менеджер Rakeen Georgia, участвующей в проекте СЭЗ в Поти, София Мамардашвили оценивает в $3,5 млн. Подготовка к строительству нового терминала, естественно, тоже остановлена.

Проектный менеджер Rakeen в Рас-эль-Хайме Наджи Нассар оценивает стоимость грузинских проектов эмирата в $2,5 млрд. Помимо Поти это строительство грандиозного «Города бутиков» на одном из прилегающих к Тбилиси холмов и роскошный отель в Вардзиа, где расположен знаменитый пещерный монастырь XII века. Что теперь будет с этими проектами? Руководители Rakia и Rakeen обещают продолжить их, как только ситуация в Грузии окончательно стабилизируется. Член совета директоров Rakeen Вахид Атталья в интервью газете Gulf News оптимистично предположил, что это произойдет самое позднее к середине ноября.

Новости партнеров