03.10.2008 00:00

Товарное равенство

Создатели «Копейки» пытаются приучить россиян к новому формату торговли. Готовы ли россияне — большой вопрос

С сентября новая московская сеть магазинов «Фикспрайс», несмотря на название, подразумевающее фиксированные цены, переписала прайс-лист. Летом здесь все было по 30 рублей, теперь — по 35. Совладелец «Фикспрайс» Сергей Ломакин доволен, что придумал такую удачную марку: она передает концепцию, но не запрещает менять ценники. На Западе, откуда Ломакин позаимствовал формат магазинов единой цены, в названиях подобных сетей, как правило, есть конкретная цифра — $1, 100 иен и т. д.

Ломакин и его партнер по «Фикспрайс» Артем Хачатрян когда-то стояли у истоков розничной сети «Копейка», пятой по размерам в России. Они продали свои последние акции в «Копейке» в начале 2007 года, а уже в декабре открыли первый «Фикспрайс». Сейчас у новой сети 45 торговых точек в Москве и Подмосковье и по две — в Рязани и Нижнем Новгороде.

Отличный старт? Ломакин не сомневается: он говорит, что четверо из пяти посетителей «Фикспрайс» уходят с покупкой.

На этом, впрочем, хорошие новости пока заканчиваются.

Ассортимент сети, например, еще далек от совершенства. Он на 80% состоит из непродовольственных товаров: разной бытовой мелочи, кухонных принадлежностей, галантереи, предметов гигиены, игрушек, сувениров и канцелярии. Продуктов питания совсем немного: соки, конфеты, снеки. К слову, в американской Dollar Tree («все по доллару») выбор продовольствия гораздо шире — там можно купить даже фрукты и овощи.

Известных марок в «Фикспрайс» почти нет. «Мы можем поставлять им лишь небольшую часть своей продукции, потому что не проходим по цене», — говорит заместитель директора департамента продаж холдинга «Объединенные кондитеры» Александр Мусиенко. Но Ломакин продолжает уговаривать поставщиков. «Это интереснее, чем в обычных сетях, — говорит бизнесмен. — Поставщики сидят и думают, как сделать такую упаковку, чтобы подходила для нашего ассортимента».

Думать, однако, согласны не все. Coca-Cola, например, не готова разливать для новой сети напитки в «персональную» бутылку емкостью 1,5 литра (чтобы соответствовать заявленной цене). В компании говорят, что такой вариант для них невыгоден с точки зрения производства и логистики. Единственный случай, когда корпорация выпускала продукцию по индивидуальному заказу, — сок Minute Maid для McDonalds.

Если бы оборот «Фикспрайс» был больше, возможно, поставщики были бы более сговорчивы. Формат «все по одной цене» требует быстрого увеличения числа магазинов ради высокого товарооборота и больших объемов закупок, позволяющих держать нужную цену, говорит менеджер консалтинговой компании AT Kearney Иван Котов.

Пока же средний чек по сети Ломакина составляет несколько десятков рублей. Это на порядок меньше, чем у большинства розничных компаний. И здесь таится другая проблема: как добиться прибыльности? Ведь за аренду «Фикспрайс» приходится платить как всем.

У Ломакина и Хачатряна, конечно, есть преимущество: они не зависят от кредиторов и строят сеть на собственные деньги (по оценкам, продажа акций «Копейки» принесла им больше $100 млн) и средства третьего инвестора, имя которого не раскрывают. За 2008–2009 годы они думают потратить несколько десятков миллионов долларов и выйти на объем выручки, сопоставимый с инвестициями.

До сих пор партнеры рассчитывали на естественный приток покупателей — за счет аренды помещений в людных местах вроде торговых центров и тех же магазинов «Копейка». Похоже, этого оказалось недостаточно. В ближайшее время Ломакин разместит рекламу «Фикспрайс» на улицах Москвы и центральных телеканалах. «Мы планируем открыть за три года 1000 магазинов», — заявляет бизнесмен. Реально ли это? Dollar Tree, к примеру, понадобилось 10 лет, чтобы выйти на первую тысячу.

Новости партнеров