Третий сорт

Неликвидные акции не так просто купить, владеть ими рискованно...Но почему не попробовать?

Название «Мостотрест» ничего не скажет рядовому инвестору. Это, конечно, не «Газпром» или «Норильский никель», но компания — один из крупнейших в России строителей железнодорожных и автомобильных мостов, и ее акции можно купить, если постараться. За полтора года котировки «Мостотреста» выросли более чем в пять раз — с $270 в начале 2007 года до $1425 в июне 2008-го. Индекс РТС за тот же период вырос на 30%. «Мы рекомендовали своим клиентам «Мостотрест», когда акции стоили $300, после того как пообщались с менеджментом компании и поняли, что у компании появится дружественный рынку стратегический инвестор», — вспоминает управляющий директор UBS Борис Синегубко.

«Мостотрест», как и тысяча других неликвидных акций, котируется в системе RTS Board. В отличие от классического и биржевого рынков РТС, RTS Board не является торговой площадкой. Это информационная система — доска объявлений, где брокеры вывешивают предложения на покупку и продажу акций. Котировки в RTS Board индикативные, обязательств совершать сделку по указанной цене у брокеров нет, разница между лучшими ценами покупки и продажи может составлять 15–20%. Окончательные параметры сделки (цена и объем) согласовываются по телефону.

Рискованные игры профессиональных брокеров? Безусловно. Но при желании к ним можете подключиться и вы. Можно даже установить у себя терминал «РТС Панорама», позволяющий просматривать котировки RTS Board в режиме онлайн (9000 рублей за установку плюс абонентская плата 3000 рублей в месяц). Однако лучше воспользоваться услугами брокера, у которого гораздо больше возможностей найти необходимые акции и купить их.

Акции из RTS Board можно приобрести с помощью любой брокерской компании, но для этого надо иметь возможность обслуживаться «с голоса», то есть оставлять заявки трейдеру на покупку или продажу акций по телефону. Такая услуга обычно предоставляется крупным клиентам — в «Тройке Диалог» минимальная стартовая сумма составляет $200 000, в «Уралсиб Кэпитал» — $100 000. Мелким клиентам «Тройки» и «Уралсиба», которые торгуют акциями на бирже через интернет, услуга недоступна. Forbes опросил 15 крупнейших по обслуживанию физических лиц брокеров и выяснил, что 10 из них позволяют своим интернет-клиентам покупать акции из RTS Board (см. таблицу).

Комиссионные за подобные сделки высокие; если при торговле на ММВБ они составляют сотые доли процента от оборота, то на внебиржевом рынке — десятые. Кроме того, большинство брокеров устанавливают минимальную плату за одну сделку с акциями из RTS Board в среднем на уровне 1500 рублей.

Есть и другая практика. «Ренессанс Онлайн» не берет фиксированную комиссию, но устанавливает минимальную сумму, на которую можно купить акции, — 1 млн рублей. «Рынок RTS Board предусматривает голосовое общение, обмен договорами купли-продажи, расчеты вручную, перевод бумаг через реестр и прочее. На сделках меньше 1 млн рублей брокер практически ничего не заработает», — объясняет трейдер, менеджер по управлению ликвидностью компании Александр Яблонцев.

Покупать неликвидные акции не только дороже, чем «голубые фишки», но и рискованнее. Forbes опросил аналитиков, сейлз-менеджеров инвестиционных компаний и управляющих фондами и отобрал пять перспективных бумаг. Рекомендовать их можно с существенной оговоркой: лучше дождаться, пока стабилизируется ситуация на основном рынке, иначе ждать, пока акции вырастут, придется очень долго.

Кузбассразрезуголь

КАПИТАЛИЗАЦИЯ* $3,5 млрд

«Кузбассразрезуголь», вторая по объему добычи угля в России после «Группы СУЭК» компания с выручкой $1,2 млрд, не отличается высоким уровнем корпоративного управления. Но в ближайшее время ситуация может измениться — «Тройка Диалог» включила «Кузбассразрезуголь» в список потенциальных кандидатов на IPO 2009–2010 годов. Угольная компания «Распадская», выручка которой на треть меньше, чем у «Кузбассразрезугля», торгуется на классическом рынке РТС и стоит на 40% дороже. Аналитики «Антанта Капитал» считают, что акции «Кузбассразрезугля» должны стоить $1,3, почти в два с половиной раза больше, чем сегодня.

Апатит

КАПИТАЛИЗАЦИЯ $3,7 млрд

«Апатит» поставляет производителям фосфорных и сложных минеральных удобрений апатитовый концентрат, а цены на удобрения за прошлый год выросли в несколько раз. Подобных предприятий в стране больше нет — его доля рынка составляет 82% в России. Несколько лет «Апатит», с которого началось «дело ЮКОСа», находился под пристальным вниманием государственных проверяющих. «Компания в свое время была серьезно оштрафована, но выжила. Никаких трансфертных цен у них нет», — говорит управляющий директор UBS Борис Синегубко. Предприятие торгуется сегодня с коэффициентом капитализации к прогнозируемой на 2009 год прибыли 4. По мнению Синегубко, справедливый уровень как минимум 8. С июньского максимума ($1200 за акцию) акции «Апатита» упали к сентябрю до $600.

Бамтоннельстрой

КАПИТАЛИЗАЦИЯ $395 млн

На строительство дорог, тоннелей и мостов в 2010–2015 годах планируется выделить из бюджета 8 трлн рублей. Связанные с инфраструктурными проектами строительные компании в последнее время стали популярны среди инвесторов, а найти их акции можно только в RTS Board. По мнению аналитика «Ренессанс Капитала» Рината Кирдана, «Бамтоннельстрой» — самая интересная на сегодняшний день компания сектора, практически единственный строитель тоннелей для РЖД. Несмотря на название, компания работает не только на Дальнем Востоке, но и в Южной Сибири, и в Краснодарском крае. На РЖД, по оценке «Тройки Диалог», приходится 83% всех заказов, еще 15% — на «РусГидро». Весь портфель заказов «Бамтоннеля» аналитики оценивают в $3,4 млрд. Выручка компании за 2007 год составила $369 млн, а за первую половину 2008-го уже $224 млн. В «Тройке» считают, что акции компании в течение года могут вырасти до $6300–7600. В начале сентября их можно было купить за $4000.

Транссигналстрой

КАПИТАЛИЗАЦИЯ $136 млн

«Транссигналстрой» занимается установкой автоматизированных систем управления движением железнодорожного транспорта, доля рынка — около 70%, основной заказчик — РЖД. У компании практически нет конкурентов, что делает ее бизнес высокорентабельным. Контрольный пакет компании принадлежит менеджменту, около 10% акций — Дойче Банку. Аналитик «ЦентрИнвеста» Андрей Рожков говорит, что руководство компании пока не планирует выводить акции на биржу, но недавно 5% было продано корпорации «Газэнергопром», чтобы совместно заняться новым направлением бизнеса — строительством инженерной инфраструктуры автодорог. «Компания привлекла стратегического инвестора, значит сдвиги в сознании владельцев уже есть», — считает Рожков. Он оценивает потенциал роста акций «Транссигналстроя» в 130%. В «Тройке Диалог» считают, что акции компании вырастут на 154%.

Мотовилихинские заводы

КАПИТАЛИЗАЦИЯ $178 млн

Машиностроительный холдинг, 50% выручки которого приходится на производство стали. Аналитик «Финама» Константин Романов называет «Мотовилихинские заводы» «захеджированным машиностроителем»: работа в двух смежных отраслях позволяет компании избежать риска, связанного с ростом цен на сталь. Машиностроительная продукция предприятия — оборудование для нефтедобычи (трубы для бурения), автокраны (для строительства дорог) и военная техника — в ближайшие годы должна быть востребована. По прогнозам «Финама», предприятие сможет ежегодно увеличивать выручку на 25–30%, а цена акции уже в следующем году должна вырасти до $0,31 с нынешних $0,17. Целевая цена «Антанты Капитал» еще выше — $0,37.

* Здесь и далее — на 01.09.2008

рейтинги forbes
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться