Свободное плавание | Forbes.ru
$58.46
69.28
ММВБ2148.56
BRENT63.44
RTS1158.62
GOLD1291.52

Свободное плавание

читайте также
+5275 просмотров за суткиМиллиардер Илон Маск на спор установил в Австралии крупнейшую в мире батарею +956 просмотров за суткиМиллиардер Рэй Далио признался, что искусственный интеллект помогает ему принимать решения +1132 просмотров за суткиСюрпризы от Трампа. Как налоговая реформа в США отразится на фондовых рынках +57 просмотров за суткиВыбран «Предприниматель года — 2017» в России +861 просмотров за суткиКак хранить энергию. Расплавленная соль, сжатый воздух и супермаховик +1202 просмотров за сутки«Свет для гаражной экономики»: как вывести бизнес из тени +681 просмотров за суткиВышел декабрьский номер Forbes +704 просмотров за суткиПомехи «Северному потоку-2»: «Нафтогаз» нанял лоббистов в США для противодействия «Газпрому» +4 просмотров за сутки20 директоров-капиталистов. Новый рейтинг Forbes +209 просмотров за суткиПраво волоса: новые средства и способы обновления +2122 просмотров за суткиДержись, шофер. Реформа заставит водителей вернуться за парты +7982 просмотров за суткиИнтервью хакера: «Взломать можно кого угодно» +3219 просмотров за суткиПример для Цукерберга: китайский мессенджер опередил Facebook по рыночной стоимости +578 просмотров за сутки Бутан в педагогических целях: почему в горном королевстве дети не раздражают родителей +2940 просмотров за суткиFacebook и Instagram научат пользователей отличать «российскую пропаганду» +76 просмотров за суткиКультовая обувь культовых персон. +1368 просмотров за суткиНевредные привычки: как оставаться здоровым, не выходя из офиса +1246 просмотров за суткиСтрана Басков: путешествие в самый удивительный регион Франции +11631 просмотров за суткиРоссияне предпочитают Aliexpress и Amazon отечественным интернет-магазинам +5859 просмотров за суткиАвтомобилисты-вредители: как государство борется с незаконным тюнингом +6526 просмотров за суткиКиносети Александра Мамута не покажут очередную новинку Universal — фильм «Снеговик»
#рейтинг; зерно 03.10.2008 00:00

Свободное плавание

Выручка созданного полтора года назад трейдера «Валарс» достигла 14 млрд рублей. Только ли в росте цен на зерно дело?

Средневековый замок Бельвер на одном из холмов, окружающих Пальма-де-Мальорку, август 2007 года. Гостей вечеринки, посвященной закрытию регаты Copa del Rey, встречает конная гвардия испанского короля. Среди публики — сам Хуан Карлос, шкипер яхты Bribon в свободное от работы монархом время. Здесь же и зернотрейдер из Таганрога Кирилл Подольский, в свободное от работы время — владелец и член экипажа яхты Valars RUS-7, тоже участвовавшей в регате.

На яхте Подольский — питмен, человек, в руках которого, как говорит бизнесмен, собраны «все веревки от парусов». От расторопности питмена зависит маневренность лодки. Ошибка — и соперник вырвался вперед. Впрочем, Подольскому роль догоняющего не в новинку. Пару лет назад из-за акционерного конфликта бизнесмен продал свой 30-процентный пакет в компании «Югтранзитсервис» (ЮТС) — третий по объемам зернотрейдер России — и начал с нуля строить новую структуру по торговле зерном — компанию «Валарс». В ближайших планах достичь показателей ЮТС. Получится ли?

Как и многие, Подольский в начале бизнес-карьеры брался за все, что попадалось под руку. Торговал трубами Таганрогского металлургического завода. Затем занялся продажей огнеупоров Саткинского завода, входящего в группу «Магнезит» (Челябинская область). Огнеупоры и обменянные на них по бартерным схемам товары отгружали заказчикам с причалов простаивавшего Таганрогского судоремонтного завода. В 1996 году он со своими уральскими партнерами решил выкупить эти портовые мощности, переоборудовав их под торговые цели. Вскоре за $3,5 млн на заводе был построен зерновой терминал емкостью более 30 000 т. Он обслуживал армию зернотрейдеров, количество которых тогда исчислялось тысячами. «Торговали все — чуть ли ни мешками возили», — вспоминает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.

К 2000 году Подольский и партнеры из «Магнезита» решили выделить торговлю зерном в отдельное направление – так возникла компания «Югтранзитсервис» (ЮТС). И вовремя: если в сезоне 2000–2001 годов из страны было вывезено около 1,7 млн т зерна, то спустя два года — в 10 раз больше, 17,8 млн т. Этот экспортный рекорд не побит до сих пор. Бурно растущий рынок привел к обострению конкуренции. И у ЮТС, которую возглавил Подольский, в этой борьбе были достойные соперники.

В начале 2000-х в России стали открываться торгующие зерном представительства транснациональных компаний: Glencore, Louis Dreyfus, Cargill. Торговый бизнес построен на заемных деньгах, иностранцы могли занимать их дешевле. А с помощью филиальной сети по всему миру товарные потоки можно оперативно перебрасывать из региона в регион, исходя из рыночной конъюнктуры. «Они могут поставлять зерно всех регионов во все регионы», — отмечает преимущества крупных компаний исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов-младший.

Да и российские зернотрейдеры имели больше ресурсов, чем было у Подольского. Например, ставропольский агрохолдинг «Агрико» (со своим трейдерским подразделением «Агромаркет-трейд») вырос из подразделения «Лукойла», кредитовавшего крестьян ГСМ. Ростовские «Астон» и «Юг Руси», специализировавшиеся на экспорте семян подсолнечника и уже имевшие для этого терминалы в порту Ростова-на-Дону, расширили свой ассортимент за счет зерновых. Краснодарский «Росинтерагросервис», по словам участников рынка, появился при активной поддержке администрации края, решившей контролировать экспортные потоки из региона.

Как при наличии таких конкурентов Подольский отвоевывал себе место под солнцем? У него была сильная команда, в основном из бывших сокурсников по Таганрогскому политеху. Как признается один из трейдеров: «Для создания компании нужны люди в регионах, которым можно доверить деньги и которые могут вести дела». Специфика этого бизнеса — общение с крестьянскими хозяйствами. Зернотрейдеры кредитуют крестьян и нередко сталкиваются с одним и тем же: сельхозпроизводители не выполняют договоренности. В 1990-х возврат долгов и разбирательства с конкурентами, норовившими перекупить зерно, были занятием не для слабонервных. Как признается один из торговцев зерном, чтобы получить причитающийся товар, приходилось запугивать крестьян, некоторые для этого отстреливали собак в деревне.

«Югтранзитсервис», чтобы не поддерживать конкурентов, закрыл сторонним компаниям доступ в недавно построенный зерновой терминал. Подольскому тем временем удалось договориться о кредитах под оборот с западными банками вроде французского BNP Paribas. «Если BNP Paribas тебе дал денег, можно тупо дальше идти по группе банков, которые смотрят, что дал BNP Paribas, и тупо дают, поделив сумму на два», — делится секретами бизнеса Подольский. Итог: в лучшие времена размер кредитной линии достигал у ЮТС $200 млн.

Следующий шаг: в 2003 году ЮТС начал торговать зерном на условиях CIF (cost, insurance and freight — стоимость, страхование и фрахт). В отличие от условий FOB (Free On Board — бесплатно на борт судна), когда продавец привозит зерно в порт отправки и грузит на корабль, товар надо довезти до конечного покупателя. Казалось бы, чего проще? Но есть много региональных особенностей. «Например, если ты продаешь Ираку, то надо организовать разгрузку и развозку на грузовиках по мелькомбинатам. Это такая головная боль», — отмечает Андрей Сизов из «Совэкон». Корбут из Зернового союза добавляет мрачных красок, рассказывая, как в арабских странах трейдеров шантажируют мелкие мошенники, угрожая, к примеру, запустить на борт судна грызунов. Цена неожиданно возникшей проблемы велика: день простоя корабля класса Handysize может обойтись в $50 000. «Помимо всего прочего, вы принимаете на себя и фрахтовый риск», — резюмирует  управляющий директор подразделения зерна и маслосемян компании «Бунге СНГ» Дмитрий Филатов.

У Подольского же с арабами сложились хорошие отношения. В 2005 году «Югтранзитсервис» первым среди российских компаний начал участвовать в тендерах, проводимых Государственным агентством по закупкам продовольствия Египта (GASC), одного из крупнейших мировых импортеров продовольственной пшеницы. Причем с успехом: два следующих года в Египет отправлялась почти треть из более 1 млн т вывозимого ЮТС за границу зерна. Причины успеха? По рынку давно ходят слухи, что благосклонность египтян «Югтранзитсервис» завоевал, взяв одного из бывших чиновников GASC на работу. «Ерунда полная. Мы попали туда абсолютно рыночным путем», — парирует Подольский.

Неожиданно в конце 2006 года, на волне успеха компании, Подольский спешно продал долю в «Югтранзитсервисе». «Конфликт перманентный всегда был. Они хотели меня контролировать, а я не контролировался», — объясняет бизнесмен причину расставания с челябинскими партнерами, которые в итоге получили 100% ЮТС. (Представители группы «Магнезит» от комментариев для этой статьи отказались.)

В январе 2007 года Подольский создал собственную компанию «Валарс», куда переманил костяк трейдеров из ЮТС. «Он умеет сформировать команду», — рассказывает знакомый Подольского Игорь Коновалов, глава таганрогской металлотрейдинговой компании «Инпром». Первые итоги: по данным таможенной статистики, в сезоне 2007–2008 годов (начинается 1 июля) компания экспортировала примерно 405 000 т зерна, пока оставшись за бортом первой десятки экспортеров.

«У Подольского сложная задача — ему надо обеспечить новой компании имидж и кредитную историю», — отмечает Николай Демьянов из Международной зерновой компании («дочка» Glencore). «К началу этого сезона мы полностью восстановились как экспортная структура. Приобрели те же финансовые возможности, квоты в портах, что и ЮТС», — отмечает сам Подольский. Логика проста: необходимо как можно больше торговать, показывая банкам-кредиторам объемы продаж, под которые они и выделяют деньги.

Что Подольский с партнерами и пытается делать: на тендерах того же GASC цена «Валарса», как правило, чуть ниже предложений его российских конкурентов. Однако обвинения в демпинге бизнесмен отметает: «Доллар-два — это не разница в цене, это погрешность». На руку сыграла и ценовая конъюнктура. С лета прошлого года цены на пшеницу из-за сокращения мировых запасов и развития проектов по производству биотоплива бьют рекорды (см. график). Начался рост цен на хлеб, и, чтобы удержать необходимое количество зерна внутри страны, российское правительство в октябре ввело 10-процентную пошлину на экспорт зерна, в январе ее повысили до 40%. На бизнесе «Валарса» и других опытных трейдеров это практически не сказалось — все постарались быстро вывезти зерно по контрактам до ввода запретительной пошлины. В июле нынешнего года ее отменили.

Однако чтобы удержаться на плаву, «Валарсу» уже в среднесрочной перспективе понадобится обзавестись торговой инфраструктурой — элеваторами, зерновыми терминалами, которые сейчас нарасхват, считает один из конкурентов. В собственности «Валарса» пока пять элеваторов на Украине и ни одного в России — цена их, по мнению Подольского, завышена. Вместо мощностей для хранения зерна он скупает земли вместе с «Альфа-банком Украина». Сейчас у компании около 150 000 га (из них 65 000 га на Украине). Хороший залог для более архаичных по сравнению с западными коллегами российских банков. «Западные банки финансируют под оборот. Российские банки предпочитают залоговые инструменты», — отмечает Марк Федотов, глава «Агромаркет-трейд».

Подольский полон оптимизма. Рынок по-прежнему интересный — значительного снижения цен на зерно в мире не предвидится. «Мы очень хорошо понимаем, как устроена эта торговля», — говорит он. Покинутый им ЮТС по-прежнему в тройке лидеров, но в последнем сезоне вывез зерна на 30% меньше, чем годом ранее.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться