03.11.2008 00:00

На диете

Forbes
Игорь Попов Forbes Staff, Роман Кутузов Forbes Contributor, Ирина Телицына Forbes Contributor
Финансовый кризис ставит под угрозу товарное изобилие

«Мяса через два месяца на рынке не будет», — уверен Александр Стоклицкий, генеральный директор компании «Продовольственная инициатива», которая снабжает импортной говядиной и свининой крупные мясокомбинаты. 60% говядины, которая используется для изготовления колбасы, фарша, полуфабрикатов, — импортная. А сейчас над импортом продуктов питания нависла большая угроза, сколько бы ни говорили чиновники о том, что продовольственной безопасности страны ничто не угрожает.

Чтобы купить в Европе или США партию мороженого мяса, надо внести зарубежному поставщику 20–30% предоплаты, «на пальцах»объясняет Стоклицкий. А оставшуюся сумму заплатить за две-три недели до прихода судна в порт Санкт-Петербурга, через который импортируется существенная часть продовольствия для европейской части России. Импортер поставляет мясо заводам с отсрочкой платежа, а те — готовую продукцию магазинам, тоже с отсрочкой. Эти отсрочки импортеры покрывали за счет краткосрочных кредитов, а банкиры теперь выдают их куда менее охотно, чем пару месяцев назад. Отзывают даже одобренные кредиты. «Попробуй не отдай. Один мой знакомый написал отказ, так ему теперь новых не дадут совсем, — сетует Стоклицкий. — Многие импортеры, чтобы оплатить заказы, уже распродают недвижимость, новых заказов не делают».

У всех импортеров одни и те же проблемы — кассовые разрывы между расчетами с производителями и получением оплаты со своих клиентов, предприятий пищевой промышленности и магазинов. «В ресторанах, даже успешных, средний чек по вину вдвое упал, пьют столько же, но выбирают более дешевое вино. Во многих местах клиенты отменяют запланированные на декабрь банкеты», — говорит Анатолий Корнеев, совладелец виноторговой компании «Симпл». До сих пор рынок дорогих импортных вин рос на 30–40% в год, а на будущий год Корнеев неуверенно прогнозирует 10%. «Получить новые банковские гарантии невозможно, — объясняет он. — А ставки по кредитам нелепые, от 20%».

Втрое упадет уже в декабре ввоз «мяса для небогатых» — куриных окорочков. Этот прогноз дал в интервью Forbes Михаил Школьников, генеральный директор одного из крупнейших российских импортеров курятины, компании «Союзконтракт». Судно-рефрижератор из портов на Восточном побережье США идет в Петербург 21 день, так что в октябре в порту выгружались окорочка, оплаченные в конце августа. А вот с новыми поставками возникнут проблемы. Школьников утверждает, что акционеры «Союзконтракта» вынуждены были поддержать компаниию деньгами. Заказы от импортеров сократились уже на 30%, подтверждает слова Школьникова Олег Кравченко, руководитель отдела ВЭД компании «Адонаи Логистик», оказывающей услуги по грузоперевозкам и таможенному оформлению.

Дойдет ли дело до пустых полок? Наталья Загвоздина, ведущий аналитик инвестиционной компании «Ренессанс Капитал», надеется, что нет. «Правительство уже пообещало поддержку крупнейшим розничным сетям. Если ритейлеры окажутся перед угрозой пустых полок, они смогут, в свою очередь, поддержать ключевых поставщиков, сократив отсрочку платежа», — говорит она.

«Будет, конечно, замедление роста, многие останутся без работы, — рассуждает Иван Котов, старший менеджер консалтинговой компании ATKearney. — Но если полки и опустеют, то только из-за краткосрочных проблем ритейлера». Котов считает, что кризис и для ритейлеров, и для импортеров — сигнал о том, что неприлично работать с такой большой прибылью: «В Германии 1–2% маржи торговцы считают за счастье, у нас, если меньше 5%, ты лузер. Та же ситуация и у импортеров. На место тех, кто уйдет с рынка, придут другие».

Собеседники Forbes убеждены, что в наименьшей степени пострадают магазины для богачей — гастрономические супермаркеты. «Азбука вкуса», например, по некоторым категориям продовольствия вообще обходится без услуг импортеров: самостоятельно ввозит деликатесные фрукты малыми партиями, и не автомобильным или морским транспортом, а самолетами.

На деятельности питерского порта ни кризис ликвидности, ни рост курса доллара еще не отразились. На разгрузку даже стоит очередь из торговых судов, утверждает Кирилл Лобанов, менеджер питерской компании «Лентранс», которая занимается растаможкой, внутрипортовым обслуживанием и перевозкой грузов. В сложившейся ситуации импортеры стараются выбрать поставки по старым контрактам и оплатить новые как можно быстрее, объясняет он.

А вот в декабре или в начале нового года можно ожидать спада. Олег Кравченко из «Адонаи Логистик» полагает, что он произойдет не раньше февраля — марта. Но транспортники, похоже, руководствуются более пессимистичным прогнозом. Например, компания «Северо-Западное пароходство», 94 судна которой класса «река — море» обслуживали коммерческие рейсы круглогодично, ищет места на рейдах, чтобы поставить суда на прикол на время зимней навигации.

Новости партнеров