03.11.2008 00:00

Великий почин

Братья Карловы построили самую крупную сеть мелких бытовых услуг

Весной 2005 года младший партнер инвестфонда TPG Aurora Леонард Карлов летел по делам в Лондон. Просматривая страницу частных объявлений в The New York Times, он наткнулся на некролог Дональду Райану — основателю сети мастерских по ремонту обуви Mister Minit. Карлова удивило, что на такой нехитрой услуге Райан умудрился построить международный бизнес с 4000 салонами.

В том же году американские инвесторы, учредившие TPG Aurora вместе со старшим братом Леонарда Борисом, распродали купленные ранее российские активы: от «MTV Россия» и цементных заводов до «Аптечной сети 36,6» и «Пивоварен Ивана Таранова». У Бориса Карлова остался фонд Aurora Investments.

Куда инвестировать? Леонард вспомнил про Mister Minit. «Мы хотели сделать что-то простое, реалистичное и не нуждающееся в больших вложениях в маркетинг», — говорит Карлов-младший. Сеть магазинов мелких бытовых услуг укладывалась в это определение. Aurora Investments стала контрольным акционером новой компании, Леонард Карлов — ее гендиректором и миноритарным акционером. В совладельцы братья пригласили коллегу по TPG Aurora Василия Иванова и бывшего гендиректора «Союзконтракта» Юрия Рыдника (с ним у Бориса Карлова были совместные проекты в 1990-х).

Первую мастерскую под вывеской «Секундочку» открыли в Москве в апреле 2006 года; 23-ю по счету и первую за пределами столицы — в Екатеринбурге в ноябре того же года. Сейчас сеть объединяет 170 точек, половина которых расположена в Москве, а остальные — в 14 региональных центрах от Мурманска до Краснодара и Новосибирска. За два с половиной года акционеры потратили на развитие $12 млн (в том числе $4 млн, взятых в кредит). Выручка сети в 2007 году составила $9 млн.

Две самые популярные услуги сети — ремонт обуви и изготовление ключей. Каждая из них дает по 40% выручки. Остальные 20% — замена ремешков и батареек в часах, заточка ножей и гравировальные работы.

«Первые 10 магазинов открывать было очень сложно, — вспоминает Карлов. — Приходилось убеждать арендодателей, что ремонт обуви — не обязательно грязища и неопрятные мастера с молотками». Этот «психологический барьер» давно преодолен. Карлов выбирает бойкие места, устанавливает дорогое немецкое и итальянское оборудование. Торговые центры сети рады. «Арендную ставку они поддерживают высокую», — говорит Татьяна Ключинская, 
директор департамента торговой 
недвижимости компании Colliers International.

Но есть и недовольные. «Эти «Секундочки» приходят в торговый центр, где мы давно работаем, беседуют с арендодателями... Те расторгают договор с нами», — жалуется хозяин четырех сервисных салонов. Он уверяет, что у сети братьев Карловых в Москве всего 15 прибыльных точек. Другой недовольный конкурент утверждает, что за аренду 12 кв. м в одном из столичных торговых центров «Секундочку» якобы платит $10 000 в месяц.

«Окупить сервисную точку при такой ставке и среднем чеке 300 рублей нереально, — считает Тимур Орлов, директор по развитию сети «Мульти-мастер» (пять мастерских в Москве). — Тем более с дорогим оборудованием. Может быть, они делают набойку на десять минут быстрее, но один их аппарат стоит порядка 200 000 рублей».

Леонард Карлов ничего не говорит об окупаемости, но замечает, что чистая прибыль его сети — 15% от выручки. А выручку в этом году он ожидает на уровне $20 млн.

За восемь лет до кончины основатель Mister Minit Дональд Райан продал свою компанию банку UBS Capital, заработав на сделке $1,5 млрд. Основатели «Секундочку» собираются выйти из проекта не раньше 2011 года, когда под этой вывеской будут работать 400 точек. Никаких корректировок в связи с кризисом Карловы не вносили: покупательская способность не изменилась, лишь поставщики перестали давать отсрочку.

Новости партнеров