03.11.2008 00:00

Уходящий «Экспресс»

Юрий Кребс Forbes Contributor
Самое популярное в России спортивное издание в прошлом году впервые понесло убытки. Хозяин газеты Иван Рубин говорит, что знает, как вернуть этому бизнесу финансовый блеск

В 11 утра в редакции газеты «Спорт-Экспресс» («СЭ»), расположенной в собственном здании в центре Москвы, полнейшая тишина. Звучные заголовки передовиц вроде «Где же ты был, Володенька?» (обращение к футболисту Владимиру Бесчастных) или «С ума сойти!» (о победе футбольной сборной России над сборной Англии) журналисты и редакторы придумывают ближе к вечеру. А пока за массивными входными дверями перед мраморной лестницей скучает одинокий охранник; никого нет ни в здешнем медицинском центре, ни в баре.

Совладельца издания, председателя совета директоров ЗАО «Спорт-Экспресс» Ивана Рубина в редакции можно встретить нечасто. Но в это утро он на месте. Стены его кабинета украшают грамоты Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Рубин знаком со многими политиками, бизнесменами и звездами, и эти знакомства всегда помогали ему вести газетный бизнес, который дает сейчас более 330 млн рублей выручки в год. Во сколько он оценивается? «Вы знаете, сколько стоит влияние, бренд и положение в обществе? — спрашивает хозяин газеты, которая по размеру аудитории (780 000 человек) уступает только трем общественно-политическим изданиям. — Я лично — нет».

Начался этот проект в июле 1991 года, когда более десятка журналистов главной спортивной газеты страны «Советский спорт» во главе с первым заместителем главного редактора Владимиром Кучмием написали заявления об уходе. «Делать то, что делал «Советский спорт», стало скучно, — вспоминает Кучмий, бессменный главный редактор «СЭ». — Мы хотели выпускать свою газету, которая бы писала исключительно о спорте — без политики, официоза и рубрики «Здоровье».

Желающих помочь журналистам тогда было достаточно. Подвал для редакции «СЭ» выделил глава Совета министров РСФСР Иван Силаев, первое помещение под компьютерный центр предоставили предприниматель-спортсмен Отари Квантришвили и его старший брат Амиран (убиты в 1993–1994 годах). Квантришвили помогли журналистам и деньгами, но сотрудничество с ними прекратилось после того, как Кучмий познакомился с Рубиным, в ту пору занимавшимся, по его словам, «ресторанным бизнесом и другими проектами».

Кучмий и Рубин разграничили компетенции — бизнесмен занялся коммерцией, журналист сосредоточился на творческом процессе. Газета быстро завоевывала популярность, первой начав, например, подробно рассказывать о зарубежном спорте — европейских футбольных чемпионатах, спортивных лигах Северной Америки и т. д. «В стране, где на первых полосах главной спортивной газеты писали о решениях партии и правительства, такого никто не видел», — вспоминает Станислав Гридасов, один из первых сотрудников «СЭ», а сейчас главный редактор журнала ProSport. Уже в первые годы работы тираж газеты приблизился к 1 млн экземпляров, а число подписчиков превысило 120 000. (Сейчас у «СЭ» лишь 6000 подписчиков в Москве, точной цифры в регионах нет; тираж распространяется в основном через розницу.)

В 1993 году контрольным собственником «СЭ» стала французская Groupe Amaury, издающая газету l’Equipe. Французы вложили в проект около $1 млн, прислали в Россию своего специалиста по рекламе, приглашали русских журналистов в Париж. Но дружба разладилась после смены руководства в Amaury: французы добивались слишком жесткого финансового контроля, что не устраивало российских владельцев. В 1996 году Groupe Amaury вышла из проекта без прибыли.

Финансовый же расцвет «СЭ» пришелся на первую половину 2000-х. А затем начался спад. В 2003 году прибыль учредителя издания, ЗАО «Спорт-Экспресс», составила 14,3 млн рублей (по данным базы «СПАРК», собирающей официальную финансовую отчетность компаний), 2007-й закончен с чистым убытком 3,7 млн рублей. Продажи газеты и приложений к ней в 2007 году впервые за пять лет, по словам Рубина, упали — с 229 до 225 млн рублей, это примерно 70% в выручке компании. Остальные 30% приходятся на рекламу и иные доходы.

Спад легко объяснить: «СЭ», как и большинство бумажных СМИ, теряет аудиторию из-за роста доступности интернета. Многие из тех, кто когда-то покупал «СЭ» в киосках, сегодня бесплатно читают материалы газеты на одноименном портале. Сайт «СЭ», по данным службы Rambler’s top 100, является самым посещаемым ресурсом Рунета в категории «Спорт» — летом на него ежемесячно заходили почти 4,5 млн человек, за последние два года посещаемость выросла более чем вдвое. Но эти цифры необходимо как-то превратить в деньги — реклама на большинстве сайтов печатных изданий продается не так хорошо, как в их бумажных версиях.

Кто дает рекламу в «СЭ»? Среди крупных рекламодателей Subaru, Canon, а еще Континентальная хоккейная лига (КХЛ) — ранее Российская суперлига, к которой присоединились команды из стран бывшего СССР. С президентом КХЛ, зампредом правления «Газпрома» Александром Медведевым Рубин познакомился в конце 1990-х: австрийская компания IMAG Investment Management & Advisory Group, которой руководили Медведев и нынешний председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов, на волне интернет-бума помогла финансировать только что запущенный портал «СЭ». После обвала «доткомов» IMAG из проекта вышла, но отношения с Рубиным сохранились. «СЭ» недавно заключила рекламный контракт (около 13 млн рублей) на размещение на первой странице газеты баннера КХЛ и ее партнера, страховой компании «Согаз» (входит в одну группу с Газпромбанком).

Сейчас Рубин снова делает ставку на интернет. До конца года он хочет существенно обновить портал. «У нас будут огромные сайты по всем видам спорта, — рассказывает Рубин. — Плюс на портале будут идти трансляции, и уже не текстовые, а визуальные». Предполагается, что посетители сайта смогут наблюдать за комментатором в студии, который будет рассказывать о перипетиях матчей и других спортивных событий. Ролики с самыми интересными моментами можно будет смотреть с небольшой задержкой по времени — как объясняет Рубин, чтобы избежать проблем с авторскими правами на трансляцию. Все это, по замыслу руководства газеты, должно привлечь рекламодателей.

Рубин собирается использовать бренд «Спорт-Экспресс» и за пределами рынка СМИ. Приходится замещать доходы от продажи газеты за счет новых проектов, поясняет он. «СЭ» заказывает производство своей линии одежды, скоро в продаже также должна появиться парфюмерия For Fans (совместный проект «Спорт-Экспресса» с французским парфюмерным концерном Sephora). И, наконец, владелец газеты собирается открыть сеть недорогих отелей под рабочим названием Sport-Express Inn, рассчитанных прежде всего на болельщиков. Одновременно гостиницы должны стать и спортивными центрами, куда могли бы приезжать знаменитые спортсмены, чтобы проводить мастер-классы. Рубин говорит, что проект уже обсуждается в Госдуме.

Но, возможно, ему не стоит так распылять усилия. «Неужели люди начнут покупать одежду только потому, что на ней будет лейбл «Спорт-Экспресса»?», — удивляется гендиректор компании «Ньюс Медиа» (издает таблоиды «Твой день» и «Жизнь») Арам Габрелянов. Массовые газеты, говорит Габрелянов, должны сейчас сохранить и увеличивать аудиторию в интернете. «В ближайшие годы там нельзя будет заработать, — добавляет он, — но через три-пять лет продажи рекламы в интернете будут расти быстрее, чем в печатных изданиях». У «Спорт-Экспресса» в этом нелегком деле есть группа поддержки — многомиллионная армия фанатов.

Новости партнеров