03.11.2008 00:00

Законная эволюция

ПЕРВЫЙ ЗАКОН о банкротстве был принят в ноябре 1992 года. Закон защищал в основном интересы должника, процедуры банкротства растягивались на многие годы. Арбитражным управляющим мог стать кто угодно — никаких лицензий на их работу не требовалось.

ВТОРОЙ ЗАКОН был принят в январе 1998-го. Он был направлен уже на защиту интересов кредиторов, существенно урезая права должника. Процедура банкротства была сильно упрощена, и вскоре после принятия закона на экономической сцене появились рейдеры. Собрав «контрольный пакет» требований, можно было полностью контролировать процесс, утвердив (по решению суда) своего управляющего. Ведь он мог продавать активы предприятия без конкурса кому угодно за любую цену. Закон 1998 года ввел лицензирование управляющих.

СЕГОДНЯШНЯЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА О БАНКРОТСТВЕ действует с октября 2002 года. Заявление в суд может подать либо сам должник, либо один из кредиторов. Тот, кто первым подал заявление, вправе выбирать арбитражного управляющего. Суд вводит на предприятии процедуру наблюдения (не более чем на семь месяцев) и утверждает управляющего, который на этом этапе называется временным. Временный управляющий должен провести финансовый анализ предприятия, подготовить заключение о том, можно ли восстановить платежеспособность, составить реестр требований и провести собрание кредиторов. Одна из его основных задач — следить за тем, чтобы руководство предприятия не выводило активы. На этапе временного наблюдения должник может погасить свой долг или предложить кредиторам план реструктуризации. Если он устроит кредиторов, процедура банкротства прекращается. Если нет, то суд может ввести на предприятии процедуру внешнего управления, при условии, что управляющий докажет возможность восстановить платежеспособность. В этом случае прежнее руководство уходит, руководителем предприятия становится внешний управляющий, вводится мораторий на погашение долгов.

Внешний управляющий может перепрофилировать бизнес, продать предприятие должника и проч. Если и это не поможет, начинается процедура ликвидации, в ходе которой конкурсный управляющий должен распродать все активы. Внешнее управление или конкурсное производство может начаться сразу после окончания процедуры наблюдения. По закону на любом этапе может быть заключено мировое соглашение.

Каждый управляющий обязан быть членом одной из специализированных саморегулируемых организаций (СРО), которые призваны следить за его деятельностью. Если раньше заявитель по делу о банкротстве мог предлагать свою кандидатуру управляющего, то теперь ему разрешается выбрать лишь определенную СРО, а СРО в свою очередь предлагает на выбор список из трех кандидатур. Места в списке распределяются в соответствии с уровнем профессионализма: на первое место ставится самый лучший кандидат. Если заявление на банкротство подал кредитор, то у него и у должника есть право отвести одну из кандидатур на заседании суда. Если они воспользуются своим правом, то суд утвердит оставшуюся кандидатуру.

Новости партнеров