Уроки истории | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Уроки истории

читайте также
+330 просмотров за суткиПодборка статей нашего первого главреда Пола Хлебникова +3605 просмотров за суткиАлександр Солженицын — Полу Хлебникову: «Им даже в голову не приходит покаяться» +3197 просмотров за суткиПодозреваемый в убийстве первого главреда российского Forbes Пола Хлебникова задержан в Киеве +1590 просмотров за суткиForbes рекомендует. Все самое важное и интересное за неделю +1522 просмотров за суткиBoston Dynamics научила своего робота прыгать и делать сальто назад +17743 просмотров за суткиШедевры миллиардера Рыболовлева. Forbes посчитал, сколько он потерял на произведениях искусства +561 просмотров за суткиКто и когда доказал, что Сахалин — остров +612 просмотров за суткиГлавный тренер «Спартака» Массимо Каррера: «Хочешь победить — соблюдай правила» +2987 просмотров за суткиЖурнал об успехе и для успешных людей. 15 миллиардеров поздравили Forbes со 100-летием +4106 просмотров за суткиКудесник или шарлатан. Была ли первая трансплантация головы +1778 просмотров за суткиВоля к жизни. НПФ «Будущее» сократит каждого пятого сотрудника до конца года +3415 просмотров за суткиДети — наше все: шесть способов уйти от советского мышления при воспитании наследников +3910 просмотров за суткиК новогоднему столу. Почему в России выросли цены на красную икру +8228 просмотров за суткиШантаж и мошенничество: Лондонский суд встал на сторону Хорватии в ее споре со Сбербанком +2034 просмотров за суткиКрыши мира: какие стартапы из США и Европы изменят рынок недвижимости в России +3357 просмотров за суткиОбуздание инфляции: рост цен больше не будет источником дохода +1417 просмотров за суткиБронежилет для смартфона. Как бизнесу защититься от вирусов-вымогателей +2770 просмотров за суткиБизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России +761 просмотров за суткиБывший глава IBM Луис Герстнер рассказал об умении принимать решения вовремя +1144 просмотров за суткиМарина Науменко: «В нашем роддоме все сосредоточено вокруг мамы и новорожденного» +815 просмотров за суткиФэйк-контроль: что произошло с бизнесом «Одевайся Легко», когда производство наконец наладилось
03.11.2008 00:00

Уроки истории

Джон Вароли Forbes Contributor
Арт-рынок всегда был подвержен взлетам и падениям. Что двигало им до сегодняшнего дня?

Арт-рынок цикличен. Он был таким со времен зарождения западной цивилизации: пики и падения цен наблюдались в античные времена, когда римляне в ажиотаже пытались заполучить остатки быстро исчезающих сокровищ культуры недавно покоренных ими этрусков и греков.

В своем нынешнем виде международный арт-рынок сформировался в конце 1980-х годов. Именно тогда, благодаря современным телекоммуникациям, он стал единым организмом. Все последние 20 лет этот рынок колебался из-за непостоянства человеческих устремлений, моды, лукавства и алчности. Но наиболее показательны были последние пять лет, отмеченные непрерывным и стремительным ростом цен. Многие убеждены, что рост никогда не прекратится, и готовы показать таблицы и графики. Как сказал мне год назад один из сотрудников крупного аукционного дома, «сейчас в мире просто слишком много денег и сколачивается слишком много новых состояний; новые богачи всегда хотят вкладываться в искусство».

Что ж, так было год назад. Но за последние два месяца состояния многих старых и новых богачей изрядно оскудели. Когда компании балансируют на грани банкротства, сколько они готовы тратить на искусство? Аукционный сезон этой осени и начала зимы привлечет к себе самое пристальное внимание, как никогда за всю историю арт-рынка.

А пока освежим в памяти события последних двадцати лет.

Первый арт-бум современности наблюдался в конце 1980-х, когда экономики США и других западных стран демонстрировали устойчивый рост. В 1980-е появился новый класс миллиардеров. Новые деньги из США и бурно растущей японской экономики подтолкнули спрос на шедевры западного искусства, особенно на работы импрессионистов. Рынок достиг пика в мае 1990 года, когда покупатель из Японии заплатил $82,5 млн за «Портрет доктора Гаше» Ван Гога на аукционе Christie’s. (Установленный тогда рекорд был побит лишь в мае 2004 года, когда «Мальчик с трубкой» Пикассо ушел на Sotheby’s за $104 млн.)

Современное искусство тоже показывало потрясающие достижения в конце 1980-х. В ноябре 1988 года американец Джаспер Джонс два дня подряд становился самым дорогим художником среди ныне живущих. Первым рекорд установил «Белый флаг» Джонса, проданный за $7 млн. На следующий день его же картина «Фальстарт» была продана американскому коллекционеру за невероятные $17 млн. (Рекорд держался до нынешнего года, пока Роман Абрамович не купил картину Люсьена Фрейда «Спящая социальный инспектор» за $33,6 млн на торгах Sotheby’s в Лондоне.)

К осени 1990 года этот ошеломительный рост цен захлебнулся и остановился. Тому есть две причины, говорит Джорджина Адам, известный лондонский обозреватель и комментатор арт-рынка. Первая — это вторжение США в Ирак и вызванный им шок в мировой экономике, особенно на рынке недвижимости; вторая — разоблачение японскими правоохранительными органами незаконных сделок на рынке недвижимости с участием предметов искусства. Японцы покупали так много искусства главным образом потому, что его можно было использовать в сделках с недвижимостью в качестве средства платежа — это позволяло уходить от налогов. Когда схема вскрылась, японские прокуроры начали расследование. Произведения искусства быстро утратили роль платежного средства. Спрос на искусство со стороны японцев упал, и мировые цены снизились.

В первой половине 1990-х годов галереи и аукционные дома сокращали штаты, некоторые были поглощены или полностью закрылись. Художники, которые еще вчера вызывали ажиотаж, например Джулиан Шнабель, теперь продавались за гроши и были забыты. Продажи искусства упали по всему рынку, акции Sotheby’s обвалились (Christie’s всегда оставалась непубличной компанией).

Застойный арт-рынок прихрамывал, пока не начался бум интернет-компаний в середине и конце 1990-х. Как при всяком буме, возник новый класс богатых, на этот раз большинство составляли люди моложе 40 лет. Они стремились приобретать предметы роскоши, чтобы соответствовать новому социальному статусу и обставлять свою новую недвижимость. Резко увеличился спрос на современное искусство: многие нувориши сколотили состояния на технологиях XXI века. Они хотели, чтобы искусство выражало дух современности.

Первой серьезной проверкой на прочность этого нового рынка стали атаки террористов 11 сентября 2001 года в США. Американский фондовый рынок просел, но устойчивый спрос на искусство сохранился. Одной из причин этому стала пиар-машина, запущенная крупнейшими аукционными домами и частными коллекционерами вроде Чарльза Саатчи в Лондоне. Аукционные дома быстро поняли, что современные телекоммуникационные технологии позволяют им напрямую предлагать произведения конечным покупателям. Это существенно увеличило их прибыли, ведь страстные коллекционеры склонны бешено торговаться за желанные произведения — не то что арт-дилеры. Именно в те годы частные коллекционеры, а не профессиональные перепродавцы стали доминирующей силой на рынке.

В 2003 году пошли вверх цены на природные ресурсы, и возник новый класс миллиардеров на Ближнем Востоке и в странах бывшего СССР. То же самое произошло в Китае и Индии, хотя там состояния делались на промышленности, высоких технологиях и торговле. Аукционные дома агрессивно работали, чтобы напрямую выйти на этих новых и охочих до покупок коллекционеров и оставить в стороне арт-дилеров.

Среди новых богачей стало модным открывать частные музеи и выставки. Рынок искусства казался беспроигрышным. Когда ты тратишь миллионы на искусство, ты одновременно зарабатываешь очки в общественном мнении и удачно вкладываешь капитал.

Теперь, когда фондовый рынок полетел в тартарары, а мировые экономики приближаются к краху, арт-рынку предстоит самое серьезное и тяжелое испытание.

Первый экзамен арт-рынок выдержал с достоинством. 16 и 17 сентября, в те дни, когда Уолл-стрит испытал крупнейшее за 20 лет падение котировок, когда исчез с лица земли банк Lehman Brothers, а другой финансовый гигант, Merrill Lynch, был продан за копейки, британский художник-провокатор Дэмиен Херст провел первый в истории аукцион по продаже работ одного ныне живущего художника. Торги прошли весьма успешно: 223 лота принесли 110 млн фунтов стерлингов, только пять лотов оказались непроданными. В 77% случаев аукционные цены превысили и без того высокие эстимейты.

Предстоящий экзамен будет более сложным. В промежутке с середины октября до начала декабря пройдут крупные аукционы старых мастеров, русских художников, импрессионистов, модерна и современного искусства на Sotheby’s и Christie’s. К 5 декабря, когда состоится последний аукцион старых мастеров в Лондоне, мы увидим, как обстоят дела на мировом арт-рынке.

Аукционные дома встречают новый сезон с невиданным прежде энтузиазмом и оптимизмом. Высокие цены последних лет вывели на рынок блестящие шедевры Дега, Кандинского, Малевича, Матисса, Моне и Пикассо с эстимейтами от $20 млн до $60 млн. Однако всех волнует вопрос: найдутся ли сегодня у кого-то лишние десятки миллионов долларов, евро или фунтов, чтобы покупать шедевры?

Автор — корреспондент агентства Bloomberg, сотрудничает с изданиями Art Newspaper и 
Art & Auction (американская версия)

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться