Открыватель школы | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Открыватель школы

читайте также
+755 просмотров за суткиИстинная история самого знаменитого в мире бриллианта. Книги ноября +926 просмотров за суткиСцена или гардероб: как люди с аутизмом работают в сфере культуры +4736 просмотров за суткиЭкономика чистой воды: как сделать деньги из воздуха +3122 просмотров за суткиТайны подземелья. Интересные факты о метрополитенах мира +1895 просмотров за суткиПушистая лихорадка: 10 меховых аксессуаров +2578 просмотров за суткиПодборка статей нашего первого главреда Пола Хлебникова +8624 просмотров за суткиАлександр Солженицын — Полу Хлебникову: «Им даже в голову не приходит покаяться» +5831 просмотров за суткиПодозреваемый в убийстве первого главреда российского Forbes Пола Хлебникова задержан в Киеве +2798 просмотров за суткиForbes рекомендует. Все самое важное и интересное за неделю +2406 просмотров за суткиBoston Dynamics научила своего робота прыгать и делать сальто назад +25030 просмотров за суткиШедевры миллиардера Рыболовлева. Forbes посчитал, сколько он потерял на произведениях искусства +505 просмотров за суткиКто и когда доказал, что Сахалин — остров +1434 просмотров за суткиГлавный тренер «Спартака» Массимо Каррера: «Хочешь победить — соблюдай правила» +3879 просмотров за суткиЖурнал об успехе и для успешных людей. 15 миллиардеров поздравили Forbes со 100-летием +1361 просмотров за суткиКудесник или шарлатан. Была ли первая трансплантация головы +719 просмотров за суткиВоля к жизни. НПФ «Будущее» сократит каждого пятого сотрудника до конца года +2538 просмотров за суткиДети — наше все: шесть способов уйти от советского мышления при воспитании наследников +1722 просмотров за суткиК новогоднему столу. Почему в России выросли цены на красную икру +4031 просмотров за суткиШантаж и мошенничество: Лондонский суд встал на сторону Хорватии в ее споре со Сбербанком +1310 просмотров за суткиКрыши мира: какие стартапы из США и Европы изменят рынок недвижимости в России +1822 просмотров за суткиОбуздание инфляции: рост цен больше не будет источником дохода
03.11.2008 00:00

Открыватель школы

Ирина Телицына Forbes Contributor
Никогда не слышали о сызранской иконе? Бизнесмен Андрей Кириков доказал искусствоведам, что она существует

Владелец московской строительной компании «Арт-Формат» Андрей Кириков часто посреди рабочего дня срывается из офиса в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Здесь сейчас проходит выставка «Иконы Сызрани и Средней Волги», где представлено более ста старообрядческих икон из его коллекции. «Я считаю, что коллекционер, если есть что показать, обязан это делать», — говорит Кириков.

Он единственный в России собиратель именно сызранских икон, написанных в позапрошлом веке. «С точки зрения искусствоведения провинциальные центры XIX века неинтересны — там работали профессиональные стилизаторы», — считает Ирина Качалова, заведующая отделом Музеев Московского Кремля. Провинциальные иконы мало ценятся. «Московское письмо», по словам Дины Курковой, эксперта аукционного дома «Гелос», тоньше, богаче и в целом понятнее человеку, который рассматривает икону как объект вложения денег или произведение искусства.

Тем не менее провинциальные иконы собирают. Бывший депутат Госдумы из Екатеринбурга Евгений Ройзман коллекционирует иконы, написанные в уральском городе Невьянске (он даже открыл собственный музей). Правда, иконы невьянской школы были хорошо изучены и до него. Сызранские работы имеются во многих собраниях — например, у Михаила Елизаветина, крупнейшего коллекционера икон в России. Но понятие «сызранская икона» бытовало только среди узкого круга знатоков. До тех пор, пока иконами не заинтересовался Андрей Кириков.

«Мне нравится заниматься тем, чем мало кто занимается, где можно открыть что-то новое, — объясняет владелец «Арт-Формата» свой выбор. — Это всегда радостно». Кириков увлекся сызранской иконой задолго до того, как стал предпринимателем, — в 1980-е годы. В руки к студенту Ульяновского политеха попала тогда икона с подписью сызранского иконописца Александра Бочкарева. Как говорит Кириков, сначала у него проснулся краеведческий интерес, любопытство — Сызрань совсем недалеко от его родного Ульяновска. А когда появились деньги, он целенаправленно стал покупать иконы из Сызрани. Во-первых, потому что нравились. Во-вторых, иконы XIX века почти не подделывают. В-третьих, стоили они недорого. Однажды он купил икону, о продаже которой узнал из форума в интернете, — торг стартовал с отметки $400 (конечную цену, как и всю сумму, потраченную им на формирование коллекции, Андрей Кириков не раскрывает).

Когда набралась «критическая масса» предметов, Кириков обнаружил, что у собранных им икон есть общие характерные признаки. Самый очевидный — золотой или серебряный орнамент из цветков и трилистников. Сызранские иконописцы-старообрядцы придерживались канонов древнего письма, но фигуры и лики при этом писали очень живо, пластично. «Я понял, что музейные эксперты часто ошибаются, атрибутируя эти иконы как Палех, Мстеру или «села Поволжья», — вспоминает Кириков. — У музеев просто нет базы для изучения — в их собраниях сызранские иконы встречаются очень редко».

Коллекционер сам принялся изучать сызранскую икону. Заказал и оплатил исследование в Государственном архиве Ульяновской области: оно заняло четыре года. За это время сотрудник архива перебрал десятки коробок с документами. Копировать их помогала даже жена Кирикова. Архивные данные подтвердили, что Сызрань могла быть самостоятельным центром иконописи. В городе и его окрестностях в XIX веке работало около 70 иконописцев и мастерских. Судя по тому, что контракт на трехлетнее обучение иконописи стоил до 150 рублей (на эти деньги можно было купить 5–6 коров), промысел процветал. Местные купцы, по заказу которых писались иконы, имели деньги: Сызрань в то время была одним из главных экономических центров Поволжья.

Обнаружив, что в Сызрани до сих пор проживают две семьи прямых потомков Бочкаревых, самых известных в XIX веке местных иконописцев, Кириков выкупил их семейный архив. Старые бумаги позволили ему разобраться с техникой работы мастеров прошлого: как делалось злащение иконы, какими составами покрывали дерево перед полировкой и т. д. Результатом исследования коллекционера-строителя стал доклад о сызранской иконе на конференции по древнерусскому искусству, которую в 2001 году провели Музей им. Рублева и Российский государственный гуманитарный университет.

«В старообрядческой среде, в среде коллекционеров сызранскую и бочкаревскую икону знали всегда. Кириков ввел понятие «сызранская икона» в научный оборот», — говорит Павел Половинкин, председатель Самарской поморской общины, сам изучающий историю сызранской иконы. А Наталья Комашко, ученый секретарь Музея им. Рублева, отмечает, что архивные изыскания Кирикова уже стали основой для нескольких научных работ, причем не только искусствоведческих: переписка Бочкарева позволяет проследить связи сызранских иконописцев с известными староверами в других регионах.

Коллекция владельца «Арт-Формата» насчитывает около 200 икон и продолжает пополняться. За последние пять лет цены на сызранскую икону выросли, по словам Кирикова, в три раза. Правда, не в связи с его исследовательской деятельностью, а по причине общего роста цен на иконы и проснувшегося спроса на работы XIX века. Недавно дилеры предлагали ему икону Николая Чудотворца, уровень которой он оценивает «на четверку», за $4000 — это завышенная цена для такого распространенного сюжета.

Сам Кириков к росту цен на сызранскую икону равнодушен — говорит, что собирал для себя, не на продажу. Раз или два в год он участвует в выставках. Не только с иконами — он коллекционирует также православное художественное литье, паломнические реликвии. «К выставке надо готовиться, работу бросать, — улыбается Кириков. — Я всякий раз зарекаюсь, но потом не могу отказаться: интересно».

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться