К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Стадное чувство


    Глобальный кризис застал большинство экономистов врасплох. Чего не скажешь о Джордже Акерлофе

    Настроение американских потребителей начало улучшаться. Вопрос на много миллиардов долларов: если уверенность американцев в завтрашнем дне будет и дальше расти, нужно ли воплощать в жизнь план Барака Обамы по стимулированию экономики стоимостью $787 млрд? Может, рынок исцелит себя сам?

    Невнимание к той роли, которую играют в экономике переменчивые настроения потребителей, усугубило кризис, утверждают экономисты Джордж Акерлоф и Роберт Шиллер. Чтобы поскорее выбраться из ямы, требуется привнести в экономические модели здоровую дозу психологии.

    «Нужна правильная структура, равно как и правильное моделирование рынков, — отмечает Акерлоф, в соавторстве с Шиллером написавший недавно книгу «Стадное чувство» (Animal Spirits). — Стоит упустить что-то важное, и вам не избежать ошибок».

     

    Ортодоксальные экономические модели исходят из того, что потребители действуют рационально. Это не слишком хорошая предпосылка, возражают Акерлоф и Шиллер. Часто решения не имеют ничего общего с рациональностью: самоуверенность, сознательная ложь, наши представления о прошлом, наконец, очень серьезно влияют на принимаемые нами решения.

    Внедрение элементов психологии в экономические модели граничит с покушением на основы «нуднейшей науки», как называл экономику шотландский романтик Томас Карлейль. Акерлоф в свои 68 мало похож на иконоборца. Мягкая речь, худоба — в детстве он много болел, заваленный книгами кабинет… И все же у коллег он пользуется огромным авторитетом. Нобелевский лауреат 2001 года, он занимал почетный пост президента Американской экономической ассоциации. Акерлоф 30 лет женат на Джанет Йеллен, которая возглавляла Совет экономических консультантов при президенте США, а сейчас работает председателем Федерального резервного банка Сан-Франциско. Супруги придерживаются схожих экономических взглядов и вместе написали несколько научных статей. В силу этого Акерлоф отказывается комментировать экономическую политику правительства.

     

    Прошлой осенью, когда на рынках началась паника, Акерлоф и Шиллер поняли: откладывать «Стадное чувство» в долгий ящик нельзя, и поспешили дописать книгу, начатую еще в 2003 году. В течение 15 лет двое экономистов вели семинары, посвященные «поведенческой» макроэкономике. «Наука должна отталкиваться от наблюдения», — отмечает Шиллер, профессор в Йеле. Иррациональные решения оказались не исключением из правила, но фундаментальной моделью поведения.

    Термин «стадное чувство» ввел в экономическую науку Джон Мейнард Кейнс в своей канонической книге «Общая теория занятости, процента и денег». «Стадное чувство» понадобилось Кейнсу для того, чтобы объяснить, как люди принимают иррациональные решения. Впрочем, эта часть теории Кейнса долгое время не пользовалась популярностью: экономисты увлеклись математическими моделями, чтобы придать научную строгость результатам своих исследований. К началу 1970-х все были убеждены, что компьютеры смогут строить надежные экономические модели, помогая правительству осуществлять «тонкую настройку» спроса.

    Акерлоф нисколько не стремится к тому, чтобы дискредитировать математику в глазах экономистов. Совсем наоборот: его тревожит, что большинство экономистов не слишком искушено в математике. Однако при работе над «Стадным чувством» соавторы решили обойтись без математики, чтобы привлечь к своим идеям как можно больше читателей.

     

    Выпускник Массачусетского технологического института, в начале 1960-х Акерлоф был свидетелем того, как Роберт Солоу встряхнул экономическую науку, введя технологический прогресс в важную формулу, объясняющую экономический рост. В 1987 году Солоу получил за эту работу Нобелевскую премию. Своего «Нобеля» Акерлоф получил за работы по информационной асимметрии, при которой одна сторона сделки знает меньше, чем другая. Однако лично его больше всего заинтриговала проблема вынужденной безработицы. Действительно, почему рынок не в состоянии обеспечить работой каждого, кто хочет трудиться за достаточно низкую плату?

    В середине 1990-х Акерлоф и Шиллер начали проводить семинары, на которых обсуждались такие фундаментальные вопросы, как происхождение безработицы и причины экономических депрессий. Они подозревали, что самые распространенные модели не учитывают столь существенные факторы, как технологический прогресс, до Солоу не входивший в уравнение экономического роста. В конце концов они выделили несколько факторов, из которых складывается то, что они вслед за Кейнсом назвали «стадным чувством». К числу этих факторов относятся потребительские настроения, обман, справедливость, иллюзии относительно ценности денег и обыденные представления о том, как работает экономика.

    Настроения — самый фундаментальный фактор, но его труднее всего оценить. С настроениями, или доверием, экономисты работают весьма топорно, говорит Акерлоф. Классический экономист, например, скажет, что настроения рациональны, мол, люди используют информацию, находящуюся у них под рукой, чтобы предсказывать будущее.  На самом деле, доказывают Акерлоф и Шиллер, чрезмерный оптимизм искажает способность к здравым суждениям. Когда потребители слишком самоуверенны, у них притупляется чувство опасности и они начинают инвестировать куда попало. Люди верят, что со временем акции непременно принесут им огромную прибыль, что дома будут дорожать год от года, что некие инвесторы-кудесники способны ежегодно показывать двузначную доходность. Тут работает и своего рода мультипликатор: больше доверия — больше экономической активности. С другой стороны, чрезмерная уверенность открывает дорогу жуликам, вроде Берни Мэдоффа.

    Работает и обратное правило: ухудшение настроений дает непропорционально большой негативный эффект. Доверие падает — рынки замирают. Вследствие этого размывается эффективность мер по стимулированию экономики, обычно используемых правительствами для того, чтобы подстегнуть расходы.

    Ежемесячный индекс потребительского оптимизма, рассчитываемый Мичиганским университетом в партнерстве с Reuters, этот самый известный барометр настроений, вырос в апреле до 61,9 по сравнению с 56,3 в феврале. Уверенность в завтрашнем дне растет, но Акерлоф не ждет инвестиционного бума в обозримом будущем. Обыденная история — то, что люди рассказывают друг другу о прошлых экономических событиях, — тоже сильно влияет на решения потребителей. «Серьезный кризис наносит удар по оптимизму, и последствия могут ощущаться десятилетиями», — утверждает Шиллер.

     

    Экономистов, в чьих моделях не было места настроениям, аферам и тому подобному, саморазрушительное поведение рынков застало врасплох. Бывший председатель ФРС Ален Гринспен ошибочно полагал, что рыночные силы сами справятся с поддержанием порядка. Ничего подобного, подчеркивает Акерлоф. Капиталистическая экономика производит не только то, что нужно людям (при условии, что фирмы работают с прибылью), говорит ученый. Она производит еще и то, что «люди считают нужным». Если потребители готовы покупать таблетку от всех болезней, какой-нибудь предприниматель обязательно выведет ее на рынок — пока не вмешаются регуляторы и не приструнят афериста.

    Во времена бума, вызванного избытком оптимизма, по мнению Акерлофа — Шиллера, на рынке должен быть кто-то, например правительство, кто будет сдерживать чрезмерно рьяных игроков и давать по рукам мошенникам. «Избыток оптимизма пробуждает веру в волшебство, — говорит Акерлоф. — Поэтому-то и нужна защита потребителей».

    Акерлоф отметает возражения, что, мол, регуляторы недостаточно умны, добросовестны и честны, чтобы им можно было доверить заботу о потребителях. Да, за усиление регулирования приходится платить, но платить приходится и за аферы, говорит он. Регулирование проникает во множество сфер нашей жизни. «Капитализм работает потому, что рынки подчиняются всевозможным правилам», — убежден Акерлоф.

    Может ли интернет стать в этом подспорьем? В конце концов, любимое словечко многих технологических гуру — это «транспарентность». Предприниматели хвастают, что они способны строить организации с абсолютно прозрачными процессами принятия решений, а это позволяет потребителям эффективнее отслеживать поведение фирм, чем когда-либо прежде.

     

    Хороший пример: новый сайт для трейдеров Kaching.com, запущенный при поддержке таких тяжеловесов Кремниевой долины, как Эндрю Рэчлефф из венчурной компании Benchmark Capital и один из основателей Netscape Communications Марк Андриссен. На этом сайте трейдеры публикуют информацию обо всех своих сделках, включая доводы, использовавшиеся при принятии решений.

    Акерлоф и Шиллер не верят в то, что интернет способен стать панацеей. Проблема гораздо серьезнее. «Всю свою жизнь в экономике я посвятил тому, чтобы понять, как обеспечить работой всех желающих, — говорит Акерлоф. — Зачастую вся разница между счастьем и несчастьем — это есть у тебя работа или нет. Поэтому-то так важно построить правильную макроэкономическую модель».

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Мы в соцсетях:

      Мобильное приложение Forbes Russia на Android

      На сайте работает синтез речи

      иконка маруси

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

      На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2024
      16+