03.08.2009 00:00

На повестке — приватизация

Михаил Дмитриев Forbes Contributor
Обеспечить достойный уровень пенсий можно. Необходимо распределить госсобственность по накопительным счетам граждан

В разгар кризиса российским пенсионерам сделано предложение, от которого невозможно отказаться. Правительство осуществляет самую амбициозную за всю историю современной России программу повышения пенсий. Средний размер трудовой пенсии к 2010 году должен вырасти почти в два раза, до 8000 рублей. Более чем в полтора раза увеличится коэффициент замещения (соотношение средней пенсии и средней зарплаты) — с рекордно низких 22,8% в 2007 году до 36% в 2010-м. Все это потребует немалых расходов — 1,9 трлн рублей, или примерно 4% ВВП в 2010 году. Правительство направит на выплату пенсий часть доходов от экспорта нефти и газа, а с 2011 года ждет дополнительных доходов в размере 1,6% ВВП за счет повышения ставки страховых взносов в Пенсионный фонд с 20 до 26%.

Можно было бы порадоваться за пенсионеров, если бы уровень их жизни был повышен раз и навсегда. Но население России стареет, и без дополнительных источников финансирования к 2020 году отношение пенсии к зарплате снова опустится до уровня 2009-го, то есть ниже 28%. Если же продолжать повышение страхового тарифа, то его суммарную ставку придется довести к 2020 году до 37%. Это вряд ли возможно: уже в 2011 году налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в России окажется одной из самых высоких в мире.

При повышении ставки страховых взносов основной удар примут на себя трудоемкие производства и современный сектор бизнес-услуг. В два с половиной раза вырастет налоговая нагрузка на зарплату в малом бизнесе, работающем в рамках специальных налоговых режимов. Конкурентоспособность обрабатывающих отраслей, инновационной экономики и постиндустриальных услуг будет подорвана. Напротив, сырьевые компании, у которых доля зарплаты в выручке не достигает и 10%, повышения налогов практически не заметят. Сырьевая направленность экономики усилится.

Повышение пенсий не создает стимулов для более позднего добровольного выхода на пенсию. Без этого надолго стабилизировать соотношение пенсии и зарплаты в любом случае не удастся и от добровольного придется переходить к обязательному повышению пенсионного возраста.

Усиление перекосов в пенсионной системе говорит о том, что реализуемые решения не являются устойчивыми и долговечными. У правительства хватило пороху только на полшага — резко повысить пенсии за счет опасного раздувания бюджетного дефицита. Но даже первое повышение ставок страховых взносов, намеченное на 2011 год, будет крайне трудно претворить в жизнь. В 2011 году экономика России будет еще очень слаба. Падение конкурентоспособности из-за роста налогов может увеличить безработицу и затянуть рецессию. Хватит ли руководству страны смелости пойти на столь рискованный и непопулярный шаг накануне выборов?

Выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации, существует. Главный ресурс, до сих пор не задействованный в этой сфере, — государственная собственность. Исследования, проведенные ЦСР до кризиса, показали, что без ущерба для исполнения государственных функций на покрытие пенсионного дефицита можно направить госимущество в объеме около 15% ВВП. В ходе кризиса объем активов, контролируемых государством, серьезно вырос. По нашим оценкам, стоимость имущества, которое можно использовать в интересах пенсионеров, приблизилась к 50% ВВП. Эти активы могут быть распределены по накопительным счетам граждан, а доходы от их использования и продажи — направлены на финансирование более высоких пенсий как в ближайшие годы, так и в долгосрочной перспективе.

Приватизация в таком формате не только увеличит устойчивость пенсионной системы, но и повысит общую эффективность экономики, в которой доля государства перешла оправданные границы. Передачу приватизируемых активов на накопительные счета можно будет использовать и для стимулирования более позднего добровольного выхода на пенсию, и для того, чтобы компенсировать финансовые потери накопительной системы в результате кризиса. Эти меры позволят избежать повышения налогов и в перспективе устойчиво поддерживать соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, рекомендуемом Международной организацией труда.

Автор — президент Центра стратегических разработок.

Новости партнеров