Нигилизм на марше | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Нигилизм на марше

читайте также
+12 просмотров за суткиBoston Dynamics научила своего робота прыгать и делать сальто назад +6224 просмотров за суткиШедевры миллиардера Рыболовлева. Forbes посчитал, сколько он потерял на произведениях искусства +363 просмотров за суткиКто и когда доказал, что Сахалин — остров +450 просмотров за суткиГлавный тренер «Спартака» Массимо Каррера: «Хочешь победить — соблюдай правила» +1504 просмотров за суткиЖурнал об успехе и для успешных людей. 15 миллиардеров поздравили Forbes со 100-летием +5135 просмотров за суткиКудесник или шарлатан. Была ли первая трансплантация головы +1789 просмотров за суткиВоля к жизни. НПФ «Будущее» сократит каждого пятого сотрудника до конца года +4520 просмотров за суткиДети — наше все: шесть способов уйти от советского мышления при воспитании наследников +5723 просмотров за суткиК новогоднему столу. Почему в России выросли цены на красную икру +7824 просмотров за суткиШантаж и мошенничество: Лондонский суд встал на сторону Хорватии в ее споре со Сбербанком +2711 просмотров за суткиКрыши мира: какие стартапы из США и Европы изменят рынок недвижимости в России +4010 просмотров за суткиОбуздание инфляции: рост цен больше не будет источником дохода +1809 просмотров за суткиБронежилет для смартфона. Как бизнесу защититься от вирусов-вымогателей +3982 просмотров за суткиБизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России +1227 просмотров за суткиБывший глава IBM Луис Герстнер рассказал об умении принимать решения вовремя +1803 просмотров за суткиМарина Науменко: «В нашем роддоме все сосредоточено вокруг мамы и новорожденного» +1708 просмотров за суткиФэйк-контроль: что произошло с бизнесом «Одевайся Легко», когда производство наконец наладилось +10014 просмотров за суткиКак настоящий. Может ли грузовик Tesla Semi соревноваться с дизельными конкурентами Модель для бизнеса: как экономист может помочь менеджеру Как снять проклятие Свобода для отличника

Нигилизм на марше

Сергей Гуриев Forbes Contributor
Выборочное применение законов хуже, чем их отсутствие

Одним из приоритетов своего первого срока Дмитрий Медведев объявил борьбу с «правовым нигилизмом». Действительно трудно мириться с ситуацией, когда законы и контракты не просто нарушаются, а их нарушение считается нормой. Перед своим избранием Медведев отмечал, что правовой нигилизм присущ не только — и даже не столько — обычным гражданам, сколько представителям власти. Кризис подтвердил правоту президента. Достаточно посмотреть телевизор, чтобы убедиться: его собственное правительство не просто действует за рамками правового поля, но и не стесняется этого.

Например, в Пикалево премьер-министр Владимир Путин без всяких обиняков сказал, что если собственники пикалевских заводов не договорятся между собой, то это будет сделано «без них». По словам Путина, важна не «традиционно-правовая сторона дела», а производственная и социальная. А что говорить о договоре между «Фосагро» и «БазэлЦементом», подписать который премьер заставил Олега Дерипаску? Конечно, Дерипаска является собственником «БазэлЦемента», но договоры вообще-то должен подписывать не собственник, а гендиректор (присутствовавший на совещании).

Еще диковиннее выглядит ручное управление банками. Даже государственные банки в России декларируют коллегиальные процедуры принятия решений о выделении кредитов, а крупные сделки одобряются не только кредитным комитетом, но и советом директоров. Если же верить теленовостям, премьер-министр принимает решения о выделении или реструктуризации кредитов лично, в крайнем случае на совещаниях с президентами банков. И если в случае с ВТБ или Россельхозбанком у правительства РФ хотя бы есть 77% и 100% акций соответственно, то контрольный пакет акций Сбербанка принадлежит не правительству, а независимому от него Центральному банку. Председатель ЦБ, он же председатель наблюдательного совета Сбербанка, Сергей Игнатьев назначен на четыре года. Его полномочия тем самым простираются до 2013 года — дальше, чем полномочия кабинета министров, назначенного Медведевым.

Если все понимают, что законы не выполняются, то не все ли равно, есть ли эти законы или нет? Проблема в том, что, как подозревают многие участники рынка, законы все же применяются, но выборочно. И это еще хуже, чем если бы законов не было совсем. Показательный пример — исследования американских экономистов Утпала Бхаттачарии и Хазема Даука. Они собрали данные по законодательству об инсайдерской торговле по всему миру. Сначала исследователям удалось доказать, что само по себе наличие закона об инсайдерской торговле не помогает снизить неэффективность фондового рынка. Для этого нужен не закон, а прецедент его применения: за инсайдерскую торговлю должен быть осужден хотя бы один человек. Впрочем, еще интереснее их свежая статья, которая так и называется — «Когда отсутствие закона лучше, чем плохой закон». Если в первой статье они сравнивали страны, в которых закон об инсайдерской торговле исполняется, и те, где не исполняется, то в недавней статье они рассматривают страны, в которых закон не исполняется, с теми, где закона нет вообще. Их результаты показывают, что отсутствие закона лучше, чем закон, который не работает.

Известный принстонский экономист Авинаш Диксит объясняет этот парадокс с помощью нескольких роликов с YouTube. Там выложены записи с видеокамер на перекрестках в развитых странах (где все ездят по правилам), Вьетнаме и Индии (где правил нет), и Санкт-Петербурге (где правила есть, но соблюдаются не всеми). Перематывая записи в ускоренном режиме, можно получить наглядное представление об эффективности и безопасности движения при разных «правовых» режимах. В Америке, где правила соблюдаются, движение организовано хорошо, средняя скорость движения выше и происшествий нет. Во Вьетнаме и Индии движение неорганизованно, скорость невысока, но и происшествий нет — зная об отсутствии правил, все аккуратно сбавляют скорость. В Санкт-Петербурге происшествия происходят с печальной регулярностью. Это совершенно предсказуемый исход, когда правила распространяются не на всех. Законопослушные водители проезжают перекресток на зеленый, не сбавляя скорости, и периодически сталкиваются с теми, кто едет, не глядя на светофор.

Правительство, нарушающее законы, очень похоже на того питерского автомобилиста, который норовит проскочить перекресток, не обращая внимания на сигнал светофора. Рано или поздно такое поведение приведет к аварии. Впрочем, вина в этом случае будет не только на лихаче, но и на регулировщике. Он-то куда смотрел?

Автор — ректор Российской экономической школы, директор ЦЭФИР, доктор экономических наук.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться