03.08.2009 00:00

На воздушной подушке

temporary node Forbes Contributor
Михаил Корин первым привез в Россию аппараты для изготовления попкорна. И до сих пор остается их крупнейшим поставщиком.

Пионер попкорнового бизнеса в России, владелец группы компаний «Деловая Русь» с годовым оборотом около $100 млн передвигается по Москве на мотоцикле — в пробках так быстрее. Каждое утро Михаил Корин на «Харлее» подруливает к своему офису, занимающему три этажа в жилом доме на северо-западе столицы. Стартовал же он с крохотного помещения в арбатском переулке. В начале 1990-х там, пугая старожилов, собирались толпы людей. Как вспоминает Корин, находились даже хитрецы, торговавшие местами в очереди.

Ажиотаж вызывал диковинный в то время продукт — попкорн. Сейчас ведерки с воздушной кукурузой продаются во всех кинотеатрах и торговых центрах. И как минимум каждая вторая порция делается из коринского сырья и на оборудовании, прошедшем через его руки. Попкорн дает ему около $20 млн выручки в год — в разы меньше, чем оборудование для кафе, баров и ресторанов, которым тоже занимается «Деловая Русь». «Но это самый любимый бизнес», — говорит он.

В 1991 году Михаил Корин, инженер по образованию, сразу после института занявшийся торговлей канцтоварами, приехал по делам в США. Однажды вечером он заглянул в кинотеатр, попробовал попкорн и решил привезти на родину партию аппаратов для его производства.

Двадцать машин по $300–1000 за штуку он продал буквально за несколько дней и сразу же заказал новые. Корин не поскупился и разместил на канале «Останкино» ролик с простым текстом: «Всего за месяц стать миллионером вам поможет попкорн-аппарат фирмы Star». Сотни показов хватило, чтобы перед офисом «Деловой Руси» выстроились очереди. Успех захватил Корина, и он забросил торговлю канцелярией.

Десятки фирм в те годы пытались заработать на растущем спросе на воздушную кукурузу. Например, в 1994 году бизнесмен Джеймс Уоткинс, выпускавший попкорн в США, создал компанию «Русский попкорн». Начав с поставок сырья и оборудования, Уоткинс потом наладил на Кубани производство полуфабриката для попкорна — от посева специальных сортов кукурузы до фасовки готовых зерен по мешкам. Импортом оборудования он больше не занимается, зато экспортирует выращенную кукурузу.

Попкорновый бизнес «Деловой Руси» стремительно рос — ежегодно выручка компании увеличивалась в среднем на четверть при 100%-ной марже. Прибыль Корин вкладывал в новые проекты — поставки оборудования для общепита и создание филиалов в регионах. В 1997 году в Москве заработал первый в стране многозальный кинотеатр «Кодак Киномир», и для Корина открылись новые горизонты. «Американцы стали искать, кто здесь занимается попкорном, и вышли на нас», — вспоминает он. С появлением сетевых кинотеатров и торговых комплексов попкорновый рынок резко расширился. У «Деловой Руси» появились крупные клиенты, например сеть «Каро Фильм».

Популярность попкорна не подорвал даже кризис 1998 года. Многие импортеры продуктов питания оказались на грани банкротства, но попкорновая выручка «Деловой Руси» снизилась всего на 23%.

С серьезной угрозой Корин столкнулся лишь в 2000 году. «Деловая Русь» не смогла вовремя поставить бумажные стаканы одному из клиентов в Петербурге. Тот рассказал о проблеме приятелю-бизнесмену. Приятель же, обнаружив, какой потенциал таит этот рынок, создал компанию «Техника +», нашел поставщиков сырья и оборудования и начал обхаживать кинотеатры.

Корин сам признает, что до появления сильного соперника в попкорновом бизнесе работа с клиентами в «Деловой Руси» оставляла желать лучшего. «Это был не единственный наш бизнес, и с какого-то момента ему стали уделять меньше внимания», — оправдывается он. Поначалу бизнесмен рассчитывал, что немного снизит цены и конкурент уйдет с рынка. Не тут-то было. Старые клиенты от услуг «Деловой Руси» не отказались, но для многих компания Корина перестала быть единственным поставщиком.

Тогда владелец «Деловой Руси» снизил цены на сырье и оборудование до 30% и наладил собственное производство стаканов и сладких добавок для попкорна. Как говорят в «Кодак Киномире», после появления «Техники +» с «Деловой Русью» стало проще договариваться. «Я была поражена тем, насколько они «подвинулись» по цене», — добавляет представитель сети «Кронверк Синема» Екатерина Франц.

Удержав старых клиентов, Корин решил работать и с частными лицами. В 2007 году он взялся за производство микроволнового попкорна — полуфабриката для приготовления воздушной кукурузы в домашних условиях. Владелец «Деловой Руси» выпускает до 2 млн пачек в месяц — и на заказ, и под своей маркой Corin Corn. Пока Корин — единственный производитель микроволнового попкорна в России, даже компания Уоткинса завозит его из США.

Корин говорит, что недавно усовершенствовал аппарат для производства попкорна. Обсуждать подробности бизнесмен категорически отказывается, но уверяет, что опытный образец уже готов и идет оформление патента на изобретение в США. Похоже, он нашел способ извлечь дополнительную прибыль все из того же попкорна.

Новости партнеров