О, счастливчики! | Forbes.ru
сюжеты
$56.72
69.3
ММВБ2286.33
BRENT68.78
RTS1270.92
GOLD1331.94

О, счастливчики!

читайте также
+286 просмотров за суткиОснователь Verge Genomics рассказала, как ускорить разработку новых лекарств +654 просмотров за суткиСтартап для чайника: как создать компанию и не потерять все деньги +222 просмотров за суткиЭмигрантка из Ирана планирует заработать $1 млрд на лекарствах от рака +146 просмотров за суткиСемь способов уменьшить риск инвестиций в стартапы и малый бизнес +90 просмотров за суткиКалифорнийская компания придумала технологию создания рекламы, которая не раздражает +20 просмотров за суткиС песней по жизни. Появился стартап, подбирающий музыку для бега, катания на лыжах и секса +40 просмотров за суткиНейросети, мобилизация и совместное потребление. Самые интересные IT-стартапы 2017 года +193 просмотров за суткиПопасть в нишу. Как начинающему предпринимателю выбрать, чем заняться  +21 просмотров за суткиВалерий Бардин. История человека, присоединившего СССР к Сети Продать, но не продаться: как стартапу заполучить в клиенты Apple +29 просмотров за суткиДрузья Оушена. Как собрать в стартапе команду мечты +14 просмотров за суткиВ поиске прорыва. Как выбирать венчурные проекты для инвестиций +12 просмотров за суткиСтартап в клеточку. Зачем нанимать на работу бывших заключенных +22 просмотров за суткиЦифровая доставка. Почему «Uber для грузовиков» никак не поедет в России Виртуальное безделье. Работодатели расплачиваются за интернет-серфинг сотрудников +4 просмотров за суткиДеньги в космос: японский стартап привлек рекордные $90 млн для полета на Луну +385 просмотров за суткиСамые переоцененные звезды Голливуда 2017. Рейтинг Forbes +24 просмотров за суткиМиллиардер Усманов продает доли в СТС и «Муз-ТВ» Google обогнал Facebook по объемам интернет-трафика для СМИ +42 просмотров за суткиБизнес для чайников: о чем не должен забывать начинающий предприниматель +43 просмотров за суткиКак самый популярный блогер YouTube зарабатывает на расистских видео

О, счастливчики!

Роман Кутузов Forbes Contributor
Если известный телеведущий предлагает вам создать интернет-проект, это не значит, что вы сможете на нем заработать

«У меня непритязательный вкус, мне достаточно самого лучшего», — хитро улыбаясь с телеэкранов, цитировал Оскара Уайльда Дмитрий Дибров. Так началась рекламная кампания интернет-портала Top4top, созданного под руководством известного телеведущего. Проект действительно оказался «самым-самым»: самый большой объем заявленных инвестиций ($15 млн) и самая короткая жизнь — от запуска в январе 2008-го до «закрытия на переформатирование» прошло всего восемь месяцев. Как так получилось?

Дибров в начале 2007 года сидел без дела — в работе на ТВ была пауза, ведущий в шутку называл себя «медиатрупом». Как-то на дне рождения общего знакомого он разговорился с Кириллом Лыско, генеральным директором фонда Russia Media Ventures (RMV), созданного акционерами крупнейшего рекламного холдинга в России «Видео Интернешнл» и основателем телеканала СТС Питером Герви. RMV инвестировал в журнальный бизнес, в рекламу на экранах в магазинах, в региональные телеканалы и собирался сделать что-нибудь в интернете. О чем Лыско и рассказал Диброву, отметив, что давно пора идти в Сеть, где «многие известные медиалюди уже продают свой бренд». Дибров внял этим рекомендациям и летом 2007 года представил совету директоров RMV проект «портала для интеллектуалов».

Речь шла о социальной сети, расширенной за счет контента, произведенного редакцией Top4top, которую должен был возглавить другой известный телеведущий — Лев Новоженов. Технические параметры Top4top: объем инвестиций — $15 млн на три года, количество посетителей к концу 2008-го должно было достичь 500 000 человек, выход на окупаемость — через два года после старта. RMV утвердил проект довольно быстро. Возможно, сыграло роль знакомство Диброва с Лыско и с председателем совета директоров RMV, главой «Видео Интернешнл» Сергеем Васильевым, а также то, что генеральным директором будущего портала стал Михаил Зоненашвили, бывший сотрудник все того же «Видео Интернешнл».

Презентация Top4top состоялась 12-го числа 12-го месяца 2007 года ровно в 12 часов в московском ночном клубе «Rай». Очевидцы вспоминают чувство легкого недоумения, когда на сцену вышел Дмитрий Дибров и включил многочисленные экраны, на которых появился сам Дибров — лицо нового портала. Он эмоционально рассказал о планах: построенный на новейшей технологии Flash 9 портал должен был предоставить пользователям возможность вести записи сразу в нескольких блогах, размещать и редактировать фото и видео, а самое главное — «общаться с интеллектуалами». На Top4top были приглашены «грандиозные люди, прорабы духа»: актриса Рената Литвинова, музыканты Борис Гребенщиков и Земфира, писатель Виктор Ерофеев и телеведущая Тина Канделаки. Редакционная команда под руководством Новоженова должна была заняться составлением «более 100 различных рейтингов в день» — от анекдотов до автомобилей. Кто по доброй воле отказался бы пользоваться таким полезным сайтом?

К тому моменту над созданием портала уже трудилось около сотни человек. (Для сравнения: в компании SUP, управляющей блогами LiveJournal, сайтом Gazeta.ru и другими сервисами с суммарной посещаемостью порядка 1,6 млн человек в сутки, работает 150 сотрудников.) И в январе 2008 года Top4top был официально открыт. Одновременно по телевидению и в прессе пошла рекламная кампания.

Реклама дала эффект — посетители пошли на Top4top. Но их ждал неприятный сюрприз: сайт периодически «падал», или работал некорректно, или же пользователю не удавалось установить необходимую для просмотра Top4top программу Flash Player 9.0, а альтернативной версии в привычном формате html у сайта просто не было.

Те, кому удалось преодолеть технические трудности, намертво застревали в сложной системе красивых, но непонятных меню. Посещаемость начала падать, уже в апреле инвесторы заговорили о необходимости срочно менять концепцию проекта, например «сократить некоторые избыточные функции» портала, а заодно и сотрудников, которые ими занимались. В июне Top4top покинул и Дибров, а в сентябре было объявлено, что портал закрывается на неопределенный срок.

Какие выводы сделаны? Лыско говорит, что инвесторы поспешили с принятием решения о запуске сайта: «Ни я, ни члены совета директоров не были крупными специалистами в онлайн-бизнесе». Новоженов тоже считает, что с открытием поспешили: «Над сайтом нужно было бы поработать в тестовом режиме еще минимум года два». Поспешили, потому что хотели сэкономить — в январе-феврале продается самое дешевое рекламное время, так называемые остатки, не проданные крупным рекламодателям. «Ответственности с Димы [Диброва] и гендиректора [Михаила Зоненашвили] я не снимаю, — говорит Лыско. — Мы их спросили: вы будете готовы такого-то числа? Они сказали: будем. Должны были сказать: нет, мы не готовы, надо отложить запуск».

Инвесторы могли бы также спросить, чем занимается глава проекта накануне запуска. По словам бывших сотрудников Top4top, после декабрьской презентации Дибров практически не появлялся в офисе — от силы два раза присутствовал на летучках редакции. Все новогодние праздники он отдыхал на пляже, хотя портал толком не работал. «Он говорил нам, какие мы все молодцы, активно креативил, но реально ничего не делал», — возмущается бывшая сотрудница Top4top. (Сам Дибров отказался дать комментарии Forbes с формулировкой «мне это не нужно».)

Лыско говорит, что с Дибровым инвесторы расстались без скандала. В RMV не называют точную сумму потерь, но, по оценкам, на проект успели потратить около $3 млн, из них большая часть ушла на зарплату сотрудников. В сентябре грянул финансовый кризис, и специалисты из «Видео Интернешнл» поняли, что рекламы на Top4top в обозримом будущем не предвидится. Сначала распродали компьютерную технику, а потом и 75% проекта (включая доменное имя и архивы наработанных материалов) продюсеру Сергею Мирову. В феврале 2009 года сайт без лишнего шума открылся снова.

RMV с тех пор создал специальную структуру для инвестиций в интернет — бизнес-инкубатор под названием InVenture. «Наши требования к рискам стали жестче, — признает Лыско. — Сейчас, конечно, проект, аналогичный Top4top, мы бы не запустили». Новоженов, получив опыт работы в Сети, создал собственный сайт Zadelo.tv. А Дибров, засветившись на телеэкранах (хотя и в рекламе), в ноябре 2008-го вернулся на Первый канал в качестве ведущего телевикторины «Кто хочет стать миллионером?».

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться