Жёсткая игра | Forbes.ru
$58.62
69.12
ММВБ2160.16
BRENT63.04
RTS1159.11
GOLD1290.99

Жёсткая игра

читайте также
+216 просмотров за суткиБольше, чем фитнес: 20 бизнес-ошибок от владелицы велнес-клуба в Сочи +2 просмотров за суткиШуми Бабаев, хоккейный агент: «КХЛ — это социальный проект, а не коммерческий продукт» Московское море: где заняться серфингом в городе Когда отдыхают богатые: рабочий график Роналду и других звезд Кубка конфедераций «Неприемлемая страна для переговоров»: «Нафтогаз» отказался встречаться с «Газпромом» на территории России +2 просмотров за суткиСпор «Газпрома» и Порошенко: что решил Стокгольмский суд о правиле take or pay? «Важны голы, а не владение мячом»: «Газпром» прокоментировал решение суда с «Нафтогазом» Голевая передача Неделовой стиль: бизнесмены и топ-менеджеры с татуировками Красно-белый навсегда Золотая шайба: кто из миллиардеров финансирует российский хоккей Как Роман Абрамович потратил почти $2 млрд на Chelsea и российский футбол От Шараповой к Sugarpova: как российская теннисистка заработала более $200 млн Рекламное многоборье: на чем зарабатывает Мария Шарапова Убытки Прохорова: как Brooklyn Nets борется за статус главного клуба Нью-Йорка Самые влиятельные спортсмены 2013 года: рейтинг Forbes Как необычная бизнес-модель помогла крупнейшему гольф-туру пережить кризис Как высокие технологии меняют профессиональный спорт Золотая ракетка: как теннисист Роджер Федерер зарабатывает $71 млн в год Крестьяне в паутине Юбилей Джордана: как легенде НБА в 50 лет удается зарабатывать $80 млн в год

Жёсткая игра

Континентальная хоккейная лига была создана при участии государства, чтобы соперничать с НХЛ. Все планы смешал кризис.

Начало сентября 2008 года. На площади перед новым ледовым дворцом «Уфа-Арена» идет концерт. На сцене, стилизованной под башкирскую юрту, певец Витас вытягивает высокие ноты. На территорию стадиона, отвлекая зрителей от выступления, влетает кортеж черных автомобилей. В спорткомплекс заходят первый зампред «Газпрома» Александр Медведев, глава Росспорта Вячеслав Фетисов и руководитель Федерации хоккея России Владислав Третьяк. Представительная делегация прибыла из Москвы открывать первую игру первого сезона Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), организованной буквально за несколько месяцев до этого при участии государственных и крупных частных компаний.

Месяц спустя Медведев, совмещающий работу в «Газпроме» с постом президента КХЛ, докладывал о первых итогах работы новой лиги премьер-министру Владимиру Путину, живо интересующемуся достижениями Национальной хоккейной сборной (Россия — чемпион мира 2008-го и 2009 годов). «Это… проект, который позволит серьезным образом думать о восстановлении единого гуманитарного пространства на постсоветской территории», — сказал премьер, добавив, что неплохо бы в будущем расширить число участников КХЛ за счет стран Центральной Европы и Скандинавии.

Сегодня лига, организованная весной 2008 года, объединяет 24 команды, в том числе по одному клубу из Риги, Минска и Астаны. Среди учредителей КХЛ помимо самих клубов — структуры «Газпрома», «Транснефть»; спонсоры — «Согаз», «Мегафон», Toyota. Бюджет КХЛ в сезоне 2008/2009 года составил $30 млн, вдвое больше, чем у ее предшественницы — Профессиональной хоккейной лиги (ПХЛ). К организации дела в новой лиге тоже подошли серьезно: например, корпоративную структуру КХЛ разрабатывала Deloitte, аудиторская компания из «большой четверки».

Структурой лига напоминает североамериканскую НХЛ: аналогичны формула проведения турнира и определения чемпиона (победителя кубка), система выбора (драфта) молодых игроков и защиты звезд от посягательств других клубов, отношения лиги с командами и т. д. «Мы очень уважаем столетнюю историю НХЛ и признаем, что почерпнули кое-что при создании нашей лиги», — признавался Медведев в одном из интервью. (Находясь в отпуске, он не нашел времени дать интервью Forbes.)

Основные доходы, как и в НХЛ, планировалось получать за счет продажи прав на телетрансляции. Однако с этим возникли проблемы. У НХЛ контракты примерно с 10 телекомпаниями приносят $675 млн за сезон (деньги, как правило, распределяются между клубами). КХЛ же в первом сезоне подписала всего один существенный контракт — с каналом «Спорт» на $3 млн. Другие телеканалы не горят желанием показывать хоккей, серьезно уступающий по зрелищности и популярности футболу. По словам гендиректора компании «Телеспорт маркетинг» Антона Леонтьева, аудитория регулярных матчей первого сезона КХЛ на канале «Спорт» составляла лишь 0,5–1% от мужского населения страны в возрасте от 18 лет. Для матчей российской футбольной Премьер-лиги этот показатель — 3,5%. Хоккейные болельщики предпочитают смотреть игры на стадионе. По данным компании «Глобал спорт консалтинг», в минувшем сезоне в ледовые дворцы пришло 3,9 млн человек, в среднем на игре присутствует 5200 зрителей. Матчи футбольной Премьер-лиги посетило 3,1 млн человек, средняя посещаемость здесь, конечно, выше, чем в хоккее, но и стадионы более вместительные.

Интерес к хоккею во многом подогревался благодаря массированной рекламе новой лиги и ее суперзвезд, бывших ведущих игроков НХЛ, вроде выступавшего в прошлом сезоне за ярославский «Локомотив» Алексея Яшина, сбежавшего со скандалом из одного из клубов НХЛ в «Салават Юлаев» Александра Радулова и чешского снайпера «Авангарда» Яромира Ягра. В первом сезоне российские клубы сумели подписать контракты более чем с 30 хоккеистами, до этого выступавшими в Северной Америке. Больше других раскошелился на игроков «Авангард»: зарплатная ведомость команды (согласно правилам КХЛ, скопированным у НХЛ, клубы обязаны ее раскрывать) составила более $25 млн. Это чуть меньше платежной ведомости беднейшего клуба НХЛ Los Angeles Kings в предыдущем сезоне — $30,8 млн.

На этом сходство двух лиг заканчивается. Начинаются отличия, из которых главное — убыточность российского хоккея. Типичный российский клуб существует на деньги спонсора, и хорошо, если доходы составляют 20% расходов клуба. Из-за экономического кризиса компаниям и бизнесменам, выделявшим деньги на поддержание хоккейных команд, стало не до спонсорства. По оценке Леонида Вайсфельда, бывшего генерального менеджера клуба «Атлант» (Мытищи, один из спонсоров — строительная компания «ПИК»), бюджеты сокращены у 80% клубов. Самого Вайсфельда, отличного хоккейного специалиста, уволили из «Атланта», финансирование его бывшего клуба снизилось на 30%. По сообщениям спортивной прессы, «ПИК» предлагала хоккеистам квартиры в Мытищах вместо зарплаты. Еще один подмосковный клуб, «Химик» (Воскресенск), вовсе исключен из КХЛ из-за финансовой несостоятельности.

Бывший флагман российского хоккея — тольяттинская «Лада» — испытывает серьезные трудности (основной спонсор клуба — АвтоВАЗ). «Мы ужались донельзя, — говорит гендиректор ХК «Лада» Александр Чеботарев. Экономим на бензине, кофе, форме». В предстоящем сезоне клуб планирует выдать каждому игроку 24 клюшки вместо 30 и по одной паре коньков вместо двух. У челябинского «Трактора», финансируемого из городского и областного бюджетов, нет денег даже на предсезонные сборы. Игроки тренируются на базе под Челябинском, вместо того чтобы, как обычно, поехать в Финляндию.

Руководство КХЛ в срочном порядке разработало антикризисную программу — она коснулась в основном оплаты труда хоккеистов. Во-первых, у игроков, подписавших на сезон 2009/2010 года контракты на сумму более 3 млн рублей, зарплата может быть срезана на 5–20% (в зависимости от суммы). Во-вторых, внесены изменения в статус «ограниченно свободного агента» (хоккеисты до 28 лет), по сути, затрудняющие уход игроков из переживающих финансовые неурядицы клубов. В-третьих, КХЛ ввела процедуру, в рамках которой клуб может выставить игрока на продажу и, если его никто не купит, сократить размер действующего контракта до 50% (редрафт). Минимальный порог зарплат всех игроков клуба понижен с 250 млн до 200 млн рублей.

Еще одно новшество — деление всех команд на четыре дивизиона по географическому принципу. В первом сезоне клубы были перемешаны и, например, самая западная («Динамо», Рига) и восточная («Амур», Хабаровск) команды первенства оказались в одной группе. Теперь транспортные расходы клубов существенно снизятся, дивизион, где играют московские клубы, уже прозвали «троллейбусным».

Руководители КХЛ довольны итогами проделанной работы. «Нам удалось защитить свое детище от последствий не у нас зародившегося финансового кризиса… Запас прочности у нас есть, так что выдержим», — сказал Александр Медведев журналу «Горячий лед» (создан под эгидой КХЛ). Кстати, на родине кризиса, в Северной Америке, дела в хоккее идут неплохо. Выручка всех клубов НХЛ по итогам сезона 2008/2009 года выросла на 4%, до $2,7 млрд (выручка клубов КХЛ, по оценкам, $55 млн).

Второй сезон станет для КХЛ во многом решающим — сможет ли лига помочь клубам, оказавшимся на грани выживания? (НХЛ, кстати, помогает убыточным командам и участвует в поиске новых инвесторов.) Спонсорский контракт с Toyota пока не подписан — возможность заключения нового соглашения сейчас обсуждается. В «Мегафоне» говорят, что компания и дальше намерена финансировать российский хоккей, но сумму контракта с КХЛ не раскрывают.

Еще зимой руководство лиги обещало клубам помочь в эксплуатации ледовых дворцов, создать пул авиаперевозчиков для снижения транспортных расходов, гарантировать часть обязательств по выплате зарплат хоккеистам. Однако дальше разговоров дело не пошло. А состоявшееся урезание зарплат только провоцирует уход игроков в процветающую НХЛ. Без звезд поднять новую лигу будет сложно.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться