К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Царь горы


Чтобы заработать на полезных ископаемых, необязательно быть хищным капиталистом, скупающим месторождения. Интеллектуальный труд тоже востребован

Игоря Богуславского, горняка в шестом поколении, ни в один научный институт, специализирующийся на проектировании горнорудных предприятий, не впускают без разрешения руководства. Хотя когда-то он больше десяти лет в одном из таких институтов отработал. Дело в том, что в 2006 году Богуславский создал фирму «Питергорпроект», ставшую прямым конкурентом проектных учреждений. Институты опасаются не того, что он уведет заказ — может сманить специалистов. «Мир тесный, опытные горняки все друг друга знают. Люди мне верят — я не первую проектную организацию создал. Теперь мы встали на ноги», — говорит Богуславский.

В 2008 году выручка «Питергорпроекта» достигла 360 млн рублей. В мае этого года фирма Богуславского подписала договор с крупнейшим в России золотодобытчиком компанией «Полюс Золото» на разработку проектной документации по проекту освоения Наталкинского месторождения в 400 км от Магадана. Его балансовые запасы — около 1300 т (в прошлом году в России добыто164 т), разрабатывается с 1945 года. Купив за $34,5 млн владеющее лицензией предприятие, «Полюс» вложил около $65 млн в доразведку, и теперь здесь будут строить новый карьер, а к 2013 году должна заработать золотоизвлекательная фабрика. Заказ доверили «Питергорпроекту» отчасти потому, что Михаил Казимиров, гендиректор входящего в «Полюс Золото» ОАО «Рудник им. Матросова», которое занимается разработкой Наталки, учился с Богуславским в одном вузе.

Золото — лишь одно из направлений работы. Компания Богуславского занималась проектами разработки трех медно-колчеданных месторождений для «Русской медной компании» Игоря Алтушкина. Для «Комбината КМАруда» (входит в Промышленно-металлургический холдинг, принадлежащий семье Бориса Зубицкого) компания выполняет проект по увеличению производительности рудника в два раза. В работе три крупных и дюжина мелких проектов.

 

Богуславский ушел из проектного института «Гипроруда» в 1998 году, устроившись на работу к питерскому предпринимателю Александру Несису. Тогда у только что созданного Несисом «Полиметалла» были лишь лицензии на месторождения в «чистом поле». Богуславский возглавлял проектное управление и руководил строительством горнодобывающих предприятий компании. Сейчас капитализация «Полиметалла», акции которого с 2007 года торгуются на Лондонской бирже, приближается к $2,5 млрд (Богуславский ушел в 2004 году, когда Несис готовился продавать компанию миллиардеру Сулейману Керимову).

В 2006 году ИФК «Метрополь» Михаила Слипенчука, купившая лицензии на два крупных цинковых месторождения в Бурятии (Озерное и Холоднинское), пригласила Богуславского поработать в качестве консультанта. Но Богуславский предпочел не действовать в одиночку, а создать в партнерстве с «Генподрядной компанией СТЭП», специализирующейся на управлении проектами в строительстве, независимую фирму, которая могла бы проектировать разработку месторождений не только для «Метрополя», но и для других заказчиков. «Тогда горнодобывающая промышленность была на взлете; многие люди, достигшие успеха в других отраслях, стали вкладывать в нее деньги: это престижно, надежно и выгодно. Им нужен был кто-то, кто понимает в горном деле», — объясняет Богуславский.

 

Так появился «Питергорпроект», который теперь оказывает полный комплекс услуг по проектированию горнорудных предприятий, от геологии до экологии. Получив от заказчика данные геологоразведки — в каком шурфе или скважине и на какой глубине расположены породы, где именно обнаружены пересечения с рудной жилой, — специалисты Богуславского строят геологическую модель рудного тела. Оно неоднородно, поэтому его делят на небольшие ячейки со схожими характеристиками. Чем опытнее геологи, тем точнее они предсказывают конфигурацию рудного тела. Потом экономисты, проанализировав аналоги, вводят в эту модель данные по стоимости добычи и переработки (для каждой ячейки свои показатели). На выходе получается цветная 3D-модель. На основании этой модели строится все дальнейшее проектирование: как вести горные работы, где целесообразнее делать шахту, строить поселок, обогатительную фабрику, сколько и какой техники понадобится. «Мы обеспечиваем заказчикам обоснование для роста капитализации», — говорит Богуславский.

Лишь 30% заказчиков «Питергорпроекта» приходят сразу после покупки лицензии, на стадии «чистого поля». Остальные обращаются, когда возникают проблемы на уже действующих месторождениях. «Часто менеджеров мотивируют на то, чтобы добывать больше и больше, они перестают вкладывать деньги в развитие и в какой-то момент оказываются в тупике», — объясняет Богуславский. Схему работ, по его словам, желательно корректировать каждые три — пять лет: открываются новые данные о месторождении, появляются новые технологии.

В кризис заказчиков из числа непрофильных инвесторов стало меньше. Зато большие горнорудные компании занимаются скупкой активов. Над крупными проектами, как правило, работают несколько проектных организаций, как российских, так и западных. «Наши стандарты и правила проектирования отличаются от западных. Поэтому ТЭО проекта и иную конкретную техническую документацию, необходимую для получения всех разрешений и согласований, готовит обычно российская фирма. А без участия западных компаний и без их документации не получить денег за рубежом — ни кредитов, ни прямых инвестиций», — объясняет нюансы выбора контрагентов Роман Щетинский, начальник информационно-аналитического отдела компании «НБЛ-Золото», специализирующейся на инжиниринге и консалтинге в горнорудной сфере. По его словам, услуги независимых компаний востребованы — они дают гарантию конфиденциальности. Например, Highland Gold, акционером которой является Роман Абрамович, вряд ли будет заказывать проектирование научным институтам «Гипроруда» или «Иргиредмет», аффилированным с конкурентом — Peter Hambro Mining.

 

Сейчас у Богуславского работает 105 человек. До конца года он рассчитывает увеличить штат до 150. Где найти столько специалистов? В компании есть база данных, включающая около 5000 имен инженеров и геологов. Из них человек четыреста Богуславский держит в поле зрения постоянно и при малейшей возможности старается переманить. Пару лет назад, когда Михаил Прохоров и Владимир Потанин начали делить активы, сотрудники входящего в «Норильский никель» института «Гипроникель» засомневались в своих перспективах — сейчас штат  «Питергорпроекта»  на треть укомплектован опытными специалистами оттуда.

Богуславский по-прежнему сам выезжает на месторождения. «Я пока, к счастью, больше ощущаю себя специалистом, чем менеджером», — говорит он.

Только цифры

Добыча золота

Мировые цены на золото в 2008 году выросли на 23,6%. Инвесторы в России скупают лицензии.

  • 461 компания занимается добычей золота на территории России, из них около 
трехсот производят менее 100 кг в год
  • 27%  На столько выросла добыча золота в первом полугодии 2009 года, составив 67 т
  • 34%  добычи золота в России приходится на три крупнейшие компании

Источник: НБЛ-Золото, Союз золотопромышленников России

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+