Свобода для отличника | Forbes.ru
$58.91
69.33
ММВБ2148.6
BRENT65.25
RTS1144.35
GOLD1244.91

Свобода для отличника

читайте также
+422 просмотров за суткиАэрофлот признан лидирующим авиационным брендом в мире +2320 просмотров за суткиОдна вокруг света: как не погибнуть во время мятежа, найти русских на окраине континента и почему знание иностранного языка не спасает +492 просмотров за суткиНа автовокзале Нью-Йорка произошел взрыв самодельной бомбы +840 просмотров за суткиВладимир Путин заявил о готовности восстановить авиасообщение с Египтом +764 просмотров за суткиСдали норматив. Зачем МКБ привлекал финансирование этой осенью +675 просмотров за суткиКина не будет: Александр Мамут не успевает в срок отремонтировать кинотеатр «Художественный» +401 просмотров за суткиПраздничный переполох: новогодний базар, полезные мастер-классы и новый бутик Dior в ЦУМе +2179 просмотров за суткиБизнес для чайников: о чем не должен забывать начинающий предприниматель +899 просмотров за суткиСила доллара: какую политику выберет ставленник Трампа +1083 просмотров за суткиВойна в ретейле. Миллионер Костыгин пригрозил партнеру по «Юлмарту» банкротством +1659 просмотров за суткиМышление ларечника: почему нужно выходить на зарубежные рынки +1829 просмотров за суткиМиллиардер Рональд Перельман рассказал, как обогнать конкурентов +2638 просмотров за суткиБитва на Пресне: экс-глава ВЭБа судится с Олегом Дерипаской из-за Трехгорной мануфактуры +1269 просмотров за суткиПутин заявил о выводе российских войск из Сирии +759 просмотров за суткиКод столетия: эволюция дресс-кода деловой женщины. 1975–2017 годы +473 просмотров за суткиЗажгли звезды: 17 ресторанов Бангкока вошли в гид Michelin +515 просмотров за суткиСтруктура «Ростеха» оспаривает в суде санкции ЕС из-за крымских турбин +5080 просмотров за суткиКриптовалютная лихорадка. Фьючерсы на биткоин взлетели на 25% в первый день торгов Модель для бизнеса: как экономист может помочь менеджеру Как снять проклятие Нигилизм на марше

Свобода для отличника

Сергей Гуриев Forbes Contributor
В новых условиях университеты будут стараться повышать качество образования

В российском образовании произошла революция. Первого сентября в вузы пришли студенты, поступавшие по новым правилам. В этом году абитуриенты впервые могли подавать документы сразу в несколько учебных заведений (и на несколько факультетов), для чего были созданы пусть и несовершенные, но все же работающие механизмы. Теперь вузы будут вынуждены конкурировать за студентов и самостоятельный выбор поступающих позволит получить непредвзятую оценку качества вузов.

            Значение этого события выходит далеко за рамки образовательной системы. В последние годы в России почти не принималось решений, направленных на расширение конкуренции. Реформа образования — самое важное исключение, приучающее наших граждан к конкуренции и свободе выбора со школьной скамьи. В новых условиях университеты будут стараться повышать качество образования, а абитуриенты — хорошо учиться, чтобы за них боролись лучшие университеты. Конкуренция сделает ситуацию на рынке гораздо прозрачнее: в отличие от доморощенных рейтингов выбор лучших студентов даст объективную оценку качества университетов и факультетов.

            Уже в этом году факультеты можно сравнивать по среднему баллу ЕГЭ поступивших, так же как в Америке и Европе сопоставляют средние баллы GMAT студентов бизнес-школ. Можно сколько угодно говорить о качестве образования, но именно предпочтения студентов, которые имеют возможность выбирать (то есть студентов с высокими баллами), и определяют, ценится это образование или нет. В этом смысле показателен пример целого ряда известных московских технических вузов, которые не смогли заполнить бюджетные места, принимая даже с минимальным баллом по ЕГЭ. И, с другой стороны, поражает воображение успех математического факультета Высшей школы экономики, которому исполнился всего лишь год, но который по качеству студентов уже соревнуется с прославленным мехматом МГУ.

            Для того чтобы качество образования не просто было предметом гордости, но и вознаграждалось материально, необходимо сделать и следующий шаг — реализовать принцип «бюджетные деньги следуют за студентом». Вузы должны получать больше бюджетных денег в случае, если они набирают больше студентов высокого качества. Тогда конкуренция будет не только эффективным образом распределять студентов по вузам, но и создавать стимулы для вложений в качество.

            Стоит ли игра свеч? Может быть, конкуренция хороша для рынков обычных товаров и услуг, но не подходит для такой особой отрасли, как высшее образование? Может, стоит равняться не на Америку, где вся университетская отрасль пронизана конкуренцией — за студентов, финансирование, профессоров, — а на континентальную Европу, где структура высшего образования и стимулы очень похожи на советские? На этот вопрос лучше всего отвечает недавний доклад влиятельнейшего европейского исследовательского института BRUEGEL. Его авторы провели тщательное сопоставление европейских и американских университетов. Выявленные ими проблемы и предлагаемые пути их решения очень похожи на российские. Во-первых, европейским университетам не хватает денег. Во-вторых, им тоже не хватает конкуренции. Авторы подчеркивают, что даже государственные вузы в Америке работают хорошо, когда они вынуждены конкурировать с частными вузами и друг с другом.

            Россия не Европа, и реализация конкурентных механизмов отягощается неэффективностью и коррупцией. Нужно не только совершенствовать содержание ЕГЭ, но и бороться с коррупцией при его проведении.

            Участие в ЕГЭ должно научить выпускников не только тому, что конкуренция — это хорошо, но и тому, что коррупция — это плохо. Проводить ЕГЭ по-честному не так сложно. Чтобы учителя не помогали любимым ученикам во время экзамена, надо всего лишь разместить в помещении веб-камеры и вести трансляцию экзамена в интернете. Проверку раздела С, предполагающего неформализованные, развернутые ответы, необходимо производить в других регионах и анонимно. Пакеты с заданиями можно специальным образом запечатывать, используя новые технологии для того, чтобы отслеживать их перемещение. Дорого? Хватает же ресурсов на инвестиции в качество и честность проведения ЕГЭ у Индии и Китая. Эти страны куда беднее России, но готовы платить за то, чтобы у талантливых детей из бедных семей был доступ к хорошему образованию.

Автор — ректор Российской экономической школы, директор ЦЭФИР, доктор экономических наук

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться