К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Свобода для отличника


В новых условиях университеты будут стараться повышать качество образования

В российском образовании произошла революция. Первого сентября в вузы пришли студенты, поступавшие по новым правилам. В этом году абитуриенты впервые могли подавать документы сразу в несколько учебных заведений (и на несколько факультетов), для чего были созданы пусть и несовершенные, но все же работающие механизмы. Теперь вузы будут вынуждены конкурировать за студентов и самостоятельный выбор поступающих позволит получить непредвзятую оценку качества вузов.

Значение этого события выходит далеко за рамки образовательной системы. В последние годы в России почти не принималось решений, направленных на расширение конкуренции. Реформа образования — самое важное исключение, приучающее наших граждан к конкуренции и свободе выбора со школьной скамьи. В новых условиях университеты будут стараться повышать качество образования, а абитуриенты — хорошо учиться, чтобы за них боролись лучшие университеты. Конкуренция сделает ситуацию на рынке гораздо прозрачнее: в отличие от доморощенных рейтингов выбор лучших студентов даст объективную оценку качества университетов и факультетов.

Уже в этом году факультеты можно сравнивать по среднему баллу ЕГЭ поступивших, так же как в Америке и Европе сопоставляют средние баллы GMAT студентов бизнес-школ. Можно сколько угодно говорить о качестве образования, но именно предпочтения студентов, которые имеют возможность выбирать (то есть студентов с высокими баллами), и определяют, ценится это образование или нет. В этом смысле показателен пример целого ряда известных московских технических вузов, которые не смогли заполнить бюджетные места, принимая даже с минимальным баллом по ЕГЭ. И, с другой стороны, поражает воображение успех математического факультета Высшей школы экономики, которому исполнился всего лишь год, но который по качеству студентов уже соревнуется с прославленным мехматом МГУ.

 

Для того чтобы качество образования не просто было предметом гордости, но и вознаграждалось материально, необходимо сделать и следующий шаг — реализовать принцип «бюджетные деньги следуют за студентом». Вузы должны получать больше бюджетных денег в случае, если они набирают больше студентов высокого качества. Тогда конкуренция будет не только эффективным образом распределять студентов по вузам, но и создавать стимулы для вложений в качество.

Стоит ли игра свеч? Может быть, конкуренция хороша для рынков обычных товаров и услуг, но не подходит для такой особой отрасли, как высшее образование? Может, стоит равняться не на Америку, где вся университетская отрасль пронизана конкуренцией — за студентов, финансирование, профессоров, — а на континентальную Европу, где структура высшего образования и стимулы очень похожи на советские? На этот вопрос лучше всего отвечает недавний доклад влиятельнейшего европейского исследовательского института BRUEGEL. Его авторы провели тщательное сопоставление европейских и американских университетов. Выявленные ими проблемы и предлагаемые пути их решения очень похожи на российские. Во-первых, европейским университетам не хватает денег. Во-вторых, им тоже не хватает конкуренции. Авторы подчеркивают, что даже государственные вузы в Америке работают хорошо, когда они вынуждены конкурировать с частными вузами и друг с другом.

 

Россия не Европа, и реализация конкурентных механизмов отягощается неэффективностью и коррупцией. Нужно не только совершенствовать содержание ЕГЭ, но и бороться с коррупцией при его проведении.

Участие в ЕГЭ должно научить выпускников не только тому, что конкуренция — это хорошо, но и тому, что коррупция — это плохо. Проводить ЕГЭ по-честному не так сложно. Чтобы учителя не помогали любимым ученикам во время экзамена, надо всего лишь разместить в помещении веб-камеры и вести трансляцию экзамена в интернете. Проверку раздела С, предполагающего неформализованные, развернутые ответы, необходимо производить в других регионах и анонимно. Пакеты с заданиями можно специальным образом запечатывать, используя новые технологии для того, чтобы отслеживать их перемещение. Дорого? Хватает же ресурсов на инвестиции в качество и честность проведения ЕГЭ у Индии и Китая. Эти страны куда беднее России, но готовы платить за то, чтобы у талантливых детей из бедных семей был доступ к хорошему образованию.

Автор — ректор Российской экономической школы, директор ЦЭФИР, доктор экономических наук

 
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости