История игрушек | Forbes.ru
$58.84
69.34
ММВБ2148.36
BRENT65.45
RTS1150.44
GOLD1244.43

История игрушек

читайте также
+42 просмотров за суткиВзрывной бой: пять принципов борьбы Там Куи, которые пригодятся в бизнесе На чем подъехать к 23 февраля: мотоциклы от $11 800 до $10 млн Семерка смелых: самые спортивные женщины-политики Скорости богатейших: любимый транспорт участников списка Forbes Борьба Михаила Прохорова: как миллиардер ловит равновесие на мяче Пенсионный план: как правильный выбор хобби помогает встретить старость Вклад коллекционный: зачем вице-президент банка открыла частный музей Вооружен и опасен: зачем мультимиллионер Сергей Колесников занимается биатлоном Арас Агаларов: «В 50 лет я начал заниматься боксом» Выходные за станком: как гендиректор госкомпании работает на фрезерном станке Ученый код: зачем бизнесмену опровергать теорию относительности Георгий Боос: «Я из власти ушел красиво, чисто» Ночной дозор: Андрей Никитин Ночной дозор: Антон Силуанов Ночной дозор: Михаил Василенко Ночной дозор: Георгий Боос Настоящая дичь: на кого охотится Игорь Сечин Скользкое увлечение: кто играет в хоккей с Владимиром Путиным На старый лад: зачем казанский миллиардер скупает подмосковные усадьбы Отдых на износ: как предприниматели превращаются в первооткрывателей Свобода на глубине: зачем бизнесмены погружаются в бездну
#хобби 03.10.2009 00:00

История игрушек

Военная техника Константина Кривенко пользуется спросом на Западе. Правда, только у коллекционеров

Грузовик российского производства продается лучше, чем японские аналоги. Автопром поднимается с колен? Скорее мини-автопром: предприниматель Константин Кривенко, владелец московской компании «Звезда», раньше японских конкурентов из фирмы Tamiya выпустил модель тяжелого немецкого грузовика времен Второй мировой. «Грузовик стал хитом», — гордится Кривенко. «Он был точно сделан и стоил недорого», — хвалит автомобильчик «Звезды» Харольд Миллер, главный редактор американского отраслевого журнала Model Retailer, объединяющего игроков индустрии сборных моделей.

            Продукцию «Звезды» хорошо знают как российские, так и западные любители своими руками склеивать пластмассовые модели танков, самолетов и прочей техники. Выпускает компания и настольные игры. Выручка фирмы в прошлом году составила около $10 млн, четверть продаж приходится на заграницу. Одна из самых популярных у коллекционеров моделей — личный самолет Сталина, дальний бомбардировщик Пе-8. Кроме самолета в набор входят реалистичные фигурки Сталина, Берии и Молотова.

            «Звезда» — старейший производитель моделей в России. Заработав первоначальный капитал на изготовлении пластмассового ширпотреба, Кривенко в 1993 году купил захиревшую фабрику игрушек в подмосковной Лобне, где в советские времена делали лупоглазых пупсов и пластмассовые телефоны. Идея нового бизнеса выросла из детского увлечения Кривенко. Во время учебы в «Бауманке» он изучал военную гусеничную технику, так что первые миниатюрные модели танков и бронетранспортеров оказались вполне достоверными.

            В неказистых цехах «Звезды» по-прежнему витает дух советской эпохи. На стенах — красные вымпелы, портрет Высоцкого, над проходной — табличка «Спасибо за труд!». Даже обнаженные девушки на стенах в цеху выглядят вполне пристойно: это журнальные постеры двадцатилетней давности. В конструкторском бюро компании обстановка более строгая: столы уставлены макетами небольших самолетиков и танков, дизайнеры на компьютере рисуют модель советского штурмовика. Пользуются они при этом оригинальными чертежами — все модели отечественной техники производятся по лицензии ведущих производителей. Кривенко не говорит, во что это обходится, но обычно роялти составляют 2–12%.

            Пресс-формы для изготовления деталей используют собственные: они в разы дешевле покупных. А большинство станков — немецкие. Сырье для изготовления моделей «Звезда» покупает у немецкой BASF: качество отечественных материалов предпринимателя не устраивает. Упаковку до кризиса делали в Белоруссии из шведского картона, но сейчас Кривенко нашел производителей в России. За счет сокращения расходов ему удалось создать бюджетный аналог популярной настольной игры «Эпоха битв» — себестоимость снизилась на 40%. А вот самую расходную свою статью — зарплаты сотрудникам — он не сокращал и ни одного из 200 человек не уволил: новых специалистов потом пришлось бы долго готовить.

            По данным исследовательской компании «Комкон», 40% опрошенных россиян стали экономить на игрушках. Но Кривенко спокоен, как танк, который выпускает «Звезда». За первое полугодие 2009 года рублевая выручка фирмы выросла на 37%. А валютная перекрывает кредиты: экспорт с начала года увеличился на 18%.

            На Западе продукция «Звезды» появилась в 1990-е годы: Кривенко договорился о сотрудничестве с итальянской компанией Italeri, заинтересованной в продвижении своих игрушек в России. Это сотрудничество продолжается до сих пор. «У «Звезды» очень удачная продукция: особой популярностью пользуются самолеты, корабли, подводные лодки. У них также большой выбор солдатиков», — рассказывает Лука Чиверри, директор по производству Italeri.

            На самом крупном рынке, в США, продукция «Звезды» тоже известна. Тягаться с лидером американского рынка, компанией Revell с годовым оборотом в $80 млн, Кривенко не может. Но американцы охотно приобретают популярные российские модели (например, вертолет Ми-8) и продают их под своей маркой. Логотип «Звезды» на коробках отсутствует, но для предпринимателя это единственный шанс попасть в американские торговые сети. Кстати, изделия «Звезды» под маркой Revell можно найти и в российских магазинах.

            Но Кривенко утер нос партнеру-конкуренту. Он долго добивался от компании Boeing лицензии на производство модели Boeing 787 Dreamliner. Авиационный гигант предложил начать с более старой модели Boeing 767-300. «После чего нам дали лицензию без вопросов», — говорит Кривенко. Сборную модель Dreamliner компания планирует запустить в серию в ноябре. Недавно авторитетный американский журнал Fine Scale Modeler, популярный среди коллекционеров-любителей, оценил работу «Звезды», назвав ее «прекрасной».

            Некоторые модели самолетов «Звезды» сейчас на 50% дешевле своих зарубежных конкурентов. Кривенко старается конкурировать с иностранцами и за счет быстрого обновления ассортимента: за девять месяцев этого года «Звезда» выпустила 30 новых моделей миниатюрной техники. Времени на хобби, сборку моделей, у Кривенко почти не остается: «Я начал собирать наш грузовик, но времени нет. Пока собрал только наполовину», — вздыхает предприниматель.

Уходящая натура

Людей, увлекающихся сборкой моделей, в мире становится все меньше. По данным американского журнала Model Retailer, объем мирового рынка сборных моделей составляет $50–80 млн, половина продаж приходится на США. Если в России модели кропотливо собирают, склеивают и красят в основном подростки, то в США производители сборных моделей борются за весьма капризную аудиторию. «Большинство покупателей — мужчины 50–55 лет, которые могут потратить на свое увлечение несколько сотен долларов в год», — рассказывает главный редактор журнала Fine Scale Modeler Мэт Оушер. Аудитория, по его словам, не растет, а постепенно сокращается, хотя модели становятся качественнее. «Проблема, как вовлечь людей в это хобби», — отмечает Харольд Миллер из отраслевого журнала Model Retailer. Сам он собирает каждую вышедшую на рынок модель. Крупнейший производитель моделей для сборки — американская компания Revell. Сильны и позиции китайских компаний Dragon и Trumpeter. Но китайские танки, например, в два раза дороже, чем танки «Звезды»: их цена доходит до $100.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться