Нечеткая линия | Forbes.ru
сюжеты
$58.6
69.17
ММВБ2134.58
BRENT63.48
RTS1147.91
GOLD1263.19

Нечеткая линия

читайте также
+30 просмотров за суткиForbes Woman Club: «Женщины как инвесторы — удачливые и умные» +46 просмотров за суткиКиев отказывается выдавать России подозреваемого в убийстве Пола Хлебникова +349 просмотров за суткиМиллиардер Артур Бланк рассказал, как умение слышать других помогает разбогатеть +230 просмотров за суткиГолубь, домик для Барби и красный велосипед. Что участники списка Forbes получали на Рождество +434 просмотров за суткиАкционеры на ринге: как проходят рэп-баттлы в российских компаниях +185 просмотров за суткиГиганты электроники и автомобилестроения помогут IBM в исследовании квантовых компьютеров +71 просмотров за суткиИнвестировать, пока не поздно: Villagio Estate о том, почему вкладывать деньги в загородную элитку надо как можно быстрее +1884 просмотров за суткиШах и мат. Победа банкиров над девелоперами приведет к росту цен на квартиры +1495 просмотров за суткиОбъясняем на пальцах. Как использовать любимую методику разработчиков Кремниевой Долины +179 просмотров за суткиВладимир Носов: «Слезы радости пациентов вырывают нас из рутины» +598 просмотров за суткиПрактичный подход: модная теплая обувь для новогодних вечеринок +958 просмотров за суткиАкции «Системы» рухнули на 18% на фоне проигрыша апелляции по иску «Роснефти» +1167 просмотров за суткиВыставки в Москве, открытые на деньги миллиардеров +1117 просмотров за суткиЦифровая доставка. Почему «Uber для грузовиков» никак не поедет в России +46 просмотров за суткиИгорь Юсуфов: «Альянс Саудовской Аравии и России принесет стабильность рынку нефти» +488 просмотров за суткиПрезидент-миллиардер. Себастьян Пиньера второй раз победил на выборах в Чили +1577 просмотров за суткиБиткоин упал на 5% после достижения рекордного уровня в $20 000 +777 просмотров за суткиДубай-2018: чем заняться в пустыне этой зимой +4599 просмотров за суткиВ защиту ростовщика. 10 мифов, из-за которых все ненавидят МФО +3921 просмотров за сутки15 друзей Березовского: от Авена до Зыгаря +2494 просмотров за суткиМобильный криптосейф: как защитить биткоины от хакеров
#Гринн 03.10.2009 00:00

Нечеткая линия

Николай Грешилов построил одну из крупнейших торговых сетей в Черноземье. Что его ждет?

Однажды курский предприниматель Николай Грешилов, возвращаясь из рабочей командировки, со скуки листал развлекательный журнал. По возвращении журнал лег на стол секретарей с аккуратными пометками бизнесмена. Еще через несколько дней коктейли, рецепты которых привлекли внимание Грешилова, появились в барах его торгово-развлекательного центра в Курске. Бизнесмен лично занимается не только коктейльной картой. Все свои магазины и развлекательные центры бывший инженер проектирует тоже сам. «Я, когда рисую проект, уже вижу, где бармен сопрет», — говорит Грешилов в интервью Forbes, показывая на развернутый на рабочем столе план очередного магазина.

            Правда, на разработку проектов у него теперь остается не так много времени. Корпорация «Гринн», создателем и единственным владельцем которой является Грешилов, стремительно растет — выручка в прошлом году превысила 24 млрд рублей. Генератор роста — сеть гипермаркетов «Линия». Первый гипермаркет появился в 2003 году в Белгороде, и сейчас 17 магазинов разбросаны по всем крупным городам Черноземья. В собственности компании также несколько гостиниц, ресторанов и развлекательных центров. Кроме того, «Гринн» торгует грузовыми автомобилями и спецтехникой.

Свою бизнес-империю Грешилов (ему сейчас 56 лет) начал создавать в 1990-е годы, меняя эшелоны российского металла на китайский ширпотреб. Вскоре у бизнесмена появился первый магазин в Курске — там продавалась итальянская мебель. Но в 1998-м Грешилов вынес из торгового зала импортные кресла и шкафы, на которые после девальвации рубля упал спрос, и открыл торговлю продуктами. Типичная для собственника региональной сети история — именно после кризиса 1998 года на торговлю дешевыми продуктами питания переключились питерские бизнесмены Андрей Рогачев и Александр Гирда (сеть «Пятерочка»), владелец краснодарского «Тандера» Сергей Галицкий (сеть «Магнит») и многие другие предприниматели.

            В 2001 году Грешилов открыл в родном городе второй продовольственный магазин и начал разрабатывать концепцию будущей сети — лично ходил по петербургским гипермаркетам «Лента», примечая полезные детали. Места для строительства магазинов бизнесмен тоже выбирает сам, а потом записывается на прием к губернатору области. «Он общается напрямую с первыми лицами областей. Это помогает», — отмечает один из конкурентов. Строит магазины собственное подразделение корпорации «Гринн», что удешевляет каждый исполненный проект, по оценке Forbes, минимум на 10%.

            «У меня была задача — самые низкие цены», — говорит Грешилов и тут же перечисляет, как этого можно добиться: оборотом, скидками, ассортиментом, скоростью обслуживания. Например, чтобы сэкономить на складских помещениях, бизнесмен организовал хранение товаров прямо в зале на стеллажах над полками с продуктами — как это делает немецкая Metro. Самые ходовые позиции в «Линиях» выставляют на поддонах в проходах — покупателю удобнее взять товар на ходу, чем тянуться к стеллажу. По подсчетам Грешилова, около 20% покупателей предпочитают брать товар с поддонов. Кроме того, продавцам не надо выкладывать продукты, что дает экономию на персонале. «У него все четко, — рассказывает Константин Комков из компании «Агрохолдинг», поставляющей «Линии» мясо птицы. — По сравнению с другими сетями, не бывает, чтобы машины с товаром стояли по 3–4 часа на разгрузке, все магазины с удобными подъездными коммуникациями». По гипермаркетам разъезжает специальная бригада, обучающая кассиров, как правильно брать продукты с ленты у кассы, чтобы быстрее подносить их к считывающим устройствам.

            Залог успеха любого ритейлера — грамотная работа с поставщиками. В каждой области, где появляется «Линия», Грешилов старается заключить договор с местными производителями. У них бывает не самая лучшая упаковка и маркировка, но менеджеры «Линий» обычно закрывают глаза на такие мелочи. (Инспекторы Роспотребнадзора регулярно выявляют в магазинах нарушения — например, просроченные продукты.)

            Грешилов не так агрессивен в переговорах с поставщиками, как федеральные сети, но использует те же аргументы — попасть в стремительно расширяющуюся сеть хотят все. Если еще пару лет назад компания «Курскмакаронпром» отгружала в «Линии» 80 т макарон в месяц, сегодня этот показатель вырос почти вдвое. Взамен, по просьбам менеджеров «Гринна», компания готова ежеквартально устраивать промоакции, торгуя со скидками. Предприятие согласилось в кризис опустить цены и увеличить время отсрочки с 14 до 25 дней. Использует Грешилов и бартерные схемы — «Гринн» поставляет КамАЗы и МАЗы фермерам и агрохолдингам, страдающим от отсутствия оборотных средств, в обмен на их продукцию, которая потом отправляется в магазины «Линия».

            У большинства конкурентов «Гринна» проблемы с финансированием. Старооскольская сеть «Провиант», например, передала свои 24 магазина в Воронежской области в управление липецкой группе «Росинка». Калининградская сеть «Вестер», настроившаяся было на завоевание Центральной России, сильно задолжала местным поставщикам, они подали несколько десятков исков (летом кризис ликвидности разрешился, и сеть перешла под контроль дочерней компании Сбербанка). Грешилов же, будучи лидером регионального рынка, получил в кризис 350 млн рублей кредита от Сбербанка, а банк ВТБ увеличил сети кредитную линию до 3 млрд рублей.

            В итоге, несмотря на снижение покупательской активности, «Линия» зафиксировала прирост покупателей. За семь месяцев 2009 года гипермаркеты «Линии» посетило около 29,4 млн человек, на 3,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Средний чек в «Линии» — 470 рублей, на уровне показателей региональных гипермаркетов федеральных ритейлеров.

            Возможности развивать сеть дальше в пределах хорошо знакомого региона есть — до насыщения рынка еще далеко. На тысячу человек в Курске в 2008 году приходилось около 400 кв. м торговых площадей. И это самый высокий показатель в Черноземье. Для сравнения: в Екатеринбурге на 1000 жителей приходится 840 кв. м торговых площадей, в Самаре — более 700 кв. м.

            Алексей Кривошапко, директор инвесткомпании Prosperity Capital, владеющей долей в нескольких торговых сетях, отмечает, что выручка «Гринна» за пять лет сильно выросла за счет открытия новых магазинов. Но, по его мнению, Грешилову пора думать о перестройке бизнеса, разделении юридических лиц по типам бизнеса. Иначе при дальнейшем росте сети качество управления снизится.

            «Есть несколько видов региональных ритейлеров. Построил сеть и ждешь, когда ее купит национальный игрок. Или построил под инвестора, ничего не купили, занимаешься развитием сам. И третий вариант — сам хочешь вырасти в национального игрока», — говорит Кривошапко. Грешилов, похоже, пока не решил, чего он хочет.   Недавно он построил рядом с гипермаркетом на окраине Орла гостиницу и развлекательный центр. Меню ресторанов, конечно же, составлял сам.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться