С чего начать модернизацию | Forbes.ru
$58.61
69.13
ММВБ2160.16
BRENT63.03
RTS1159.11
GOLD1291.29

С чего начать модернизацию

читайте также
Украина обогнала Россию по ценовой доступности Интернета +905 просмотров за суткиНе только Ницца: чем известен хозяин виллы, из-за которой арестовали Сулеймана Керимова +998 просмотров за суткиМиллиардер Росс Перо рассказал, как великие идеи приводят к богатству +2959 просмотров за суткиМИД потребовал объяснений по поводу задержания миллиардера Керимова +609 просмотров за суткиОблигации вместо депозитов. Почему россияне переводят деньги из банков на фондовый рынок +105 просмотров за суткиОбъявлены финалисты международного конкурса «Предприниматель года» +1001 просмотров за суткиДвижение вслепую. Что не так с концепцией наземного метро Москвы +2165 просмотров за суткиВ кедах, джинсах и на частном самолете. Как изменилась аудитория бизнес-джетов в России +5013 просмотров за суткиGoogle призналась в постоянной слежке за смартфонами на системе Android +10670 просмотров за суткиСамые дорогие имена мирового спорта 2017. Рейтинг Forbes +950 просмотров за суткиЖилье под вопросом. Подорожает ли ипотека из-за новых требований ЦБ +4727 просмотров за суткиМиллиардер Керимов потерял больше $100 млн после задержания во Франции +6909 просмотров за суткиПутин делает ход: как президент борется с кланово-олигархическим капитализмом +545 просмотров за суткиНовосибирские ученые доказали: свет лечит от депрессии и помогает худеть +3482 просмотров за суткиНовогодние индексы Набиуллиной. Цены на «Оливье» растут, «селедка под шубой» дешевеет +6031 просмотров за суткиНа вкус и цвет: самые высокооплачиваемые модели. Рейтинг Forbes — 2017 +16275 просмотров за суткиЗа что пострадал Сулейман Керимов. Французские претензии к российскому сенатору +10506 просмотров за суткиОпасный игрок. Сулейман Керимов пережил две катастрофы, едва не стоившие ему жизни и состояния +581 просмотров за суткиПервую географическую карту России продают за 85 000 рублей +3318 просмотров за суткиUber пытался скрыть атаку хакеров, укравших данные 57 млн клиентов и водителей +3011 просмотров за суткиСтолешников переулок признан самой дорогой улицей России
03.12.2009 00:00

С чего начать модернизацию

Владимир Мау Forbes Contributor
Россия нуждается в законе и порядке острее, чем в новейших технологиях

Слова «инновации» и «модернизация» стали в минувшем году столь же популярными, как в 1957 году слово «спутник». Кризис обострил внимание российских властей к этим проблемам. Президент создал и лично возглавил Комиссию по модернизации и технологическому развитию. Комиссия должна сосредоточиться на ключевых направлениях технологического прорыва, которые станут прямой сферой президентского контроля. Он же определил пять приоритетов в этой области: энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка новых видов топлива; ядерные технологии; космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями, — ГЛОНАСС и наземная инфраструктура; медицинские технологии; стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.

Все это, конечно, очень важно. Но еще важнее понимание того факта, что новейшие технологии — это только один элемент модернизации. Элемент необходимый, но не достаточный. Модернизация становится реальностью, если удается обеспечить по крайней мере два условия.

Во-первых, нельзя сводить модернизацию к отдельным прорывным направлениям научно-технического прогресса или отдельным, пусть и очень важным, отраслям экономики. Модернизация должна быть комплексной. Неустойчивость всех наших прошлых модернизаций была во многом обусловлена тем, что концентрировалась она преимущественно в военных секторах, меньше затрагивая гражданские отрасли.

Во-вторых, практически всегда игнорировался или недоучитывался институциональный аспект модернизации, особенно состояние политических и правоприменительных институтов.

Мы периодически совершали рывки, прежде всего в военно-технологической сфере. Иногда они сопровождались изменениями в экономической организации общества, в состоянии отраслей социальной сферы, но никогда дело не доходило до адекватной модернизации политического и правового процессов. Подчас технологические инновации сочетались с усилением политического консерватизма и охранительной идеологии.

Необходимость комплексной модернизации проще всего проиллюстрировать на примере отечественного автопрома. Где искать выход из плачевной ситуации, в которой оказался АвтоВАЗ и отрасль в целом?

Проблема отсталости нашей автомобильной промышленности часто трактуется как преимущественно технологическая. Рывок в автомобилестроении был сделан после того, как советское правительство закупило завод в Италии, поставило его в Жигулях и он стал производить «народный автомобиль». Кажется, сейчас надо тоже закупить современное оборудование, переобучить рабочих — самостоятельно или пригласив иностранную фирму, — и дело будет сделано. Очень скоро, однако, выяснится, что только технологической модернизацией отрасль не возродить.

Не менее необходима также серьезная организационная модернизация. АвтоВАЗ являет собой конгломерат предприятий, работающих на сборочный конвейер. По сути это замкнутая технологическая цепочка, для каждого следующего звена которой существуют монопольные поставщики. Современный автопром давно ушел от этой модели. Теперь здесь конкурируют друг с другом независимые производители автокомпонентов, которые и поставляют элементы машины на «главный конвейер». Это повышает гибкость и эффективность производства, стимулирует рост качества и ориентацию фирм на запросы потребителя.

Но и этого мало. Еще одна проблема нашего автогиганта — это активная роль преступных групп, которые в немалой степени контролируют поставки произведенной продукции. Естественно, они тоже не заинтересованы в нормализации обстановки на предприятии. Не менее значимо и воссоздание независимой от завода социальной инфраструктуры, и способность власти на местах эффективно управлять вверенными ей территориями самостоятельно, без оглядки на администрацию предприятий и федеральные министерства. Это тоже модернизация — только уже политико-правовая.

Вряд ли требуется специально доказывать, что технологическая модернизация без организационной будет совершенно неэффективна, а без политико-правовой — и вовсе невозможна. Сперва надо обеспечить закон и порядок, гарантировать права собственности, затем (или одновременно) внедрить современные институты (правила игры) и уж на этом основании достраивать здание при помощи новейших технологий.          

Автор — ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ, главный редактор журнала «Экономическая политика»

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться