К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Спасти мир за $75


Николас Негропонте вновь подталкивает компьютерную индустрию 
к прорывным инновациям.

Николас Негропонте предсказывает будущее верно, но не точно. Его прогнозы не всегда сбываются в срок. Впрочем, как и подобает проектам настоящего визионера, идеи Негропонте в процессе их реализации меняют саму реальность.

У Негропонте есть очередной план спасения мира. К 2012 году он собирается создать для школьников из бедных стран планшетный компьютер с половину iPhone толщиной, который потребляет энергии как электрическая лампочка, не ломается и не боится воды. Цена — $75.

«Наш компьютер будет просто куском пластика. Никаких отверстий, никаких движущихся частей», — объясняет Негропонте, директор некоммерческой организации «Ноутбук — каждому ребенку» (OLPC) и руководитель медиалаборатории Массачусетского технологического института (MIT). — Он будет настолько прост, что в нем практически не будет дизайна».

 

Среднестатистического школьника в стране вроде Афганистана учат преподаватели, сами едва окончившие начальную школу. 70% взрослого населения в таких странах не умеет даже читать, не говоря о том, чтобы пользоваться компьютером. В таких местах, полагает Негропонте, минималистский компьютер, похожий на электронный ридер, произведет настоящую революцию в образовании. Особенно если установить на него программы, обучающие всему подряд, от грамоты до сольфеджио.

Вопрос в том, будет ли такой чудо-компьютер когда-нибудь создан. Пять лет назад на форуме в Давосе Негропонте объявил, что сделает простой, потребляющий минимум энергии ноутбук для развивающихся стран ценой всего $100. Два года спустя, когда компьютер XO наконец появился на свет, он стоил уже $188, а его продажи составили лишь пятую часть от того, что планировалось.

 

В мае 2008 года Негропонте сорвал аплодисменты в лекционной аудитории MIT, набитой важными шишками. Он продемонстрировал изображения второго поколения XO: изящный шарнирный планшет, который будет стоить, как тогда планировалось, в два раза дешевле предшественника. Через полтора года он закрыл проект, не сумев достаточно снизить цену.

Почему же мы должны верить в очередное его детище? Потому что, объясняет ученый, его не нужно даже создавать. «На нынешнем этапе, — говорит Негропонте, — достаточно только пригрозить, что мы это сделаем».

На самом деле OLPC собирается создавать не новое устройство, а новую модель некоммерческого предпринимательства. Организацию, готовую экспериментировать и сбивать цену, чтобы заставить коммерческую индустрию делать более доступные продукты. «Мы больше не стремимся сделать компьютер, — объясняет Негропонте. — Мы хотим оказать давление на рынок».

 

Его следующий планшет, который он называет XO-3, будет разрабатываться открыто и предлагаться для копирования любому заинтересованному производителю. Негропонте занят поиском компаньонов. Скорее всего, ими станут тайваньская фирма Quanta и производитель чипов Marvell. После достижения договоренности OLPC начнет собирать машины самостоятельно или передаст чертежи любой компании, которая возьмет на себя производство и сбыт. «Успех устройства будет измеряться тем, сколько компаний захотят его скопировать», — говорит Негропонте.

В его способности влиять на ход событий сомневаться не приходится. Пусть ХО и не выполнил заявленной цели, зато он породил целую индустрию компьютеров-нетбуков, которые начали производить Intel и Asus, а затем и все остальные производители. «Надо отдать должное Негропонте, — говорит профессор Гарвардской бизнес-школы Уилли Ших, — его проповеди действительно многое изменили».

Когда в 2004 году Негропонте убедил компанию AMD вставить свой процессор Geode в XO, Intel тут же выпустил Classmate PC — собственный дешевый компьютер для школьников. Сейчас его выпускают 50 небольших производителей по всему миру. Кроме того, Intel предложил компании Asus свой дешевый чип предыдущего поколения: так появился EeePC. Нетбук Asus стал хитом продаж и в развитых, и в развивающихся странах и породил целую индустрию подражателей. К настоящему времени, по оценкам аналитической фирмы IDC, в мире продано 34 млн нетбуков.

Intel в какой-то момент превратился из партнера OLPC в противника. Компания вышла из консорциума Негропонте, обменявшись с бывшими союзниками нелестными публичными заявлениями. Но в конце концов в OLPC поняли, что, когда могущественная компания приближает их к цели, это повод радоваться, а не горевать. «Хотите с нами конкурировать? — спрашивает Мэри Лу Джепсен, одна из создателей XO. — Валяйте. Конкурируйте — и спасайте мир».

На сегодняшний день OLPC, по ее собственным данным, продала около 1,4 млн ноутбуков. Большинство из них — в Латинскую Америку: правительства Перу и Уругвая сделали предоставление бесплатных компьютеров школьникам приоритетной программой в образовании. Это гораздо меньше семи миллионов, которые Негропонте планировал продать изначально. Зато Intel продал уже 2 млн своих Classmate. «Здесь они могут сделать больше, чем мы, — признает Негропонте. — Именно поэтому открытая разработка была верным решением».

 

Некоммерческая организация не обязана отчитываться перед акционерами, но должна как-то оправдывать свою миссию. Разве детям третьего мира компьютеры нужны больше, чем чистая вода, продукты питания или доступная медицина? Ответ на этот вопрос будет очевиден, говорит Негропонте, если поменять слово «компьютер» на слово «образование»: «Никто ведь не спрашивает, что лучше — образование или питьевая вода. Образование и создает воду, пищу и доступную медицину».

У OLPC хватает забот. Выручка упала с $22 млн в 2007 году до $3 млн в 2009-м. И чтобы убедить промышленников выпустить к 2012 году компьютер за $75, придется преодолеть еще много преград. Никому, например, еще не удавалось сделать долговечный пластиковый дисплей, тем более по цене микроволновки.

Но OLPC для того и создавалась, чтобы менять представления о возможном, говорит Негропонте. «Когда инженеры говорят мне: что-то сделать нельзя, я отвечаю: давайте работать, пока не станет можно», — рассказывает он.

Младший брат дипломата Джона Негропонте и сын греческого транспортного магната, переставшего поддерживать детей после окончания ими университета, Николас сколотил свое состояние на больших идеях. В 1983 году, основав медиалабораторию в MIT, он собрал $50 млн пожертвований от Apple, IBM, Time Inc. и нескольких японских технологических фирм. В 1995 году он выпустил книгу «Цифровой мир» (Being Digital), проданную миллионным тиражом. После этого он был бизнес-ангелом в 50 проектах, включая журнал Wired и китайский портал Sohu.

 

Вкус к масштабным технологическим проектам он приобрел в 1980-е, работая с президентом MIT Джеромом Визнером. Тот был советником по науке у президента Кеннеди и ярым сторонником высадки человека на Луну. «Джерри привык делать вещи очень большого масштаба, и это передается окружающим. Может быть, поэтому некоторые считают меня мегаломаном. — говорит Негропонте. — Я просто думаю, заниматься надо тем, что меняет мир».

Думать масштабно, может быть, даже слишком масштабно — часть его работы. «Не обещай я того, что обещал в 2005-м, никто в индустрии не обратил бы на меня внимания и уж тем более не последовал бы за нами», — констатирует Негропонте.

Неточность собственных прогнозов не смущает практикующего визионера. «Кто-то скажет, что мы обещали ноутбук за $100 и не сделали его, — пожимает плечами Негропонте. — Но некоторые считают, что мы взяли и создали с нуля чертову индустрию нетбуков. Им будет интересно посмотреть, за что мы примемся в следующий раз».

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости