03.02.2010 00:00

Сколько стоит Facebook

Стивен Бертони Forbes Contributor
Богатые инвесторы готовы купить акции самой крупной социальной сети до IPO. Возможно, они переплачивают.

Социальная сеть Facebook набирает популярность не только среди пользователей интернета — все больше компаний предлагает частным инвесторам вложиться в акции Facebook в расчете на будущее IPO и рост капитализации. Нью-йоркская инвестиционная компания Felix Invest-ments, например, в письме инвесторам расхваливает свое предложение: «Такие возможности появляются не каждый день, подобного шанса не было с 2004 года, когда на подъеме была Google!» На рынке есть и другие структуры, которые борются за возможность заблаговременно поучаствовать в публичном размещении акций Facebook (хотя компания отрицает наличие подобных планов). Они вкладывают деньги клиентов, выкупая акции у сотрудников социальной сети.

Felix Investments отказалась дать комментарии Forbes, но, по сообщениям источников, компания готова платить около $25 за акцию Facebook, что соответствует оценке компании примерно в $11 млрд. Предложение о покупке акций по такой цене недавно появилось на нью-йоркской площадке SecondMarket, которая помогает продавцам и покупателям ценных бумаг непубличных высокотехнологичных компаний вроде Twitter и LinkedIn найти друг друга. Еще на одном сервисе для инвесторов, SharesPost, цена предложения по бумагам Facebook доходит до $31 за акцию.

Упомянутые $25, возможно, достойная цена, чтобы подвигнуть сотрудника Facebook продать свои акции, но, вероятно, она не слишком выгодна для инвесторов (которым приходится также платить комиссию 5% управляющей компании). Еще в июле российская инвестиционная компания Digital Sky Technologies приобрела $100-миллионный пакет акций Facebook, заплатив частным владельцам всего $14,77 за акцию. То есть социальная сеть была оценена в $6,5 млрд.

Несмотря на крупный скачок цен за последние полгода, в бизнесе Facebook мало что поменялось. Да, с тех пор компания взяла планку в 350 млн пользователей и перешла на двухуровневую структуру акционерного капитала по образцу Google, что, вероятно, свидетельствует о приближающемся выпуске акций. Но этих новостей, пожалуй, недостаточно для скачка цены на 70%.

Конечно, пытаться оценить Facebook так же сложно, как скрыться в интернете от своей бывшей пассии-одноклассницы. Выручка компании не раскрывается (оценки ее за 2009 год варьируются в диапазоне от $300 млн до $500 млн), и нет других социальных сетей, публичных компаний, с которыми можно было бы сравнить ее капитализацию. Но мы для интереса взяли верхнюю оценку выручки этой компании, которая обещает стать «новой Google», и умножили ее на коэффициент, полученный при делении оценки Google при ее публичном размещении в 2004 году, на ее выручку в предшествующем году. Этот коэффициент составил 15,7. Экстраполируем с его помощью оценку Facebook и получаем $7,9 млрд — гораздо ниже той цифры, на которую ориентируются продавцы.

Это просто вопрос спроса и предложения: на рынке доступно мало акций, и все хотят приобщиться к феноменальному росту Facebook. Когда-нибудь инвесторы оценят компанию, исходя из ее будущих доходов, и это может омрачить радость тех, кто купил ее акции до IPO.

Новости партнеров