Опасная глубина | Forbes.ru
$58.36
69.12
ММВБ2147.98
BRENT63.05
RTS1159.50
GOLD1291.94

Опасная глубина

читайте также
Интервью хакера: «Взломать можно кого угодно» +105 просмотров за суткиПример для Цукерберга: китайский мессенджер опередил Facebook по рыночной стоимости +86 просмотров за сутки Бутан в педагогических целях: почему в горном королевстве дети не раздражают родителей +398 просмотров за суткиFacebook и Instagram научат пользователей отличать «российскую пропаганду» +12 просмотров за суткиКультовая обувь культовых персон. (Текст: Тим Ильясов) +592 просмотров за суткиНевредные привычки: как оставаться здоровым, не выходя из офиса +485 просмотров за суткиСтрана Басков: путешествие в самый удивительный регион Франции +1577 просмотров за суткиРоссияне предпочитают Aliexpress и Amazon отечественным интернет-магазинам +1681 просмотров за суткиАвтомобилисты-вредители: как государство борется с незаконным тюнингом +2248 просмотров за суткиКиносети Александра Мамута не покажут очередную новинку Universal — фильм «Снеговик» +2470 просмотров за суткиМежду ПИФом и депозитом. Россияне резко увеличили инвестиции в фондовый рынок +4643 просмотров за суткиВера в себя. Forbes составил новый рейтинг директоров-капиталистов +3520 просмотров за суткиОвдовевшие, богатые и щедрые: принципиальная девственница Оливия Сейдж и ее $60 млн +21334 просмотров за суткиМиллиардер Керимов выходит под залог €5 млн и остается во Франции +4662 просмотров за суткиГибель «сибирского экспресса»: что потеряет мир и мировая опера с уходом Дмитрия Хворостовского +2517 просмотров за сутки«Онэксим» Михаила Прохорова потребовал 1,4 млрд рублей от «Открытие Холдинга» +2119 просмотров за суткиУкраина обогнала Россию по ценовой доступности Интернета +46388 просмотров за суткиНе только Ницца: чем известен хозяин виллы, из-за которой задержали Сулеймана Керимова +17814 просмотров за суткиМиллиардер Росс Перо рассказал, как великие идеи приводят к богатству +15258 просмотров за суткиМИД потребовал объяснений по поводу задержания миллиардера Керимова +5845 просмотров за суткиОблигации вместо депозитов. Почему россияне переводят деньги из банков на фондовый рынок
03.02.2010 00:00

Опасная глубина

Роман Дорохов Forbes Contributor
Компания, созданная венчурным инвестором Вадимом Асадовым, прорвалась со своими мониторами объемного изображения на американский рынок. Но самые тяжелые битвы еще впереди.

На столе — 22-дюймовый монитор. На «обоях» Windows застыли дерущиеся драконы — скриншот из какой-то компьютерной игры. Артем Юхин, директор венчурных проектов инвестиционной компании «Тройка Диалог», протягивает мне очки с темными стеклами, и драконы становятся объемными. Юхин запускает игру «Аватар» по мотивам нашумевшего трехмерного фильма Джеймса Кэмерона — пейзаж планеты Пандора на экране монитора становится ничуть не менее реальным, чем на киноэкране.

Создатели компьютерных игр давно научились выпускать их в 3D-версиях, но именно сейчас, после выхода на экраны «Аватара», компьютерная и игровая индустрия рассчитывают начать зарабатывать миллиарды на объемном изображении. Среди претендентов на куски трехмерного пирога — компания IZ3D, созданная венчурным инвестором Вадимом Асадовым. «Тройка Диалог» вложила в нее $5 млн, и скоро станет ясно, были ли эти вложения оправданными.

Прежде чем Асадов стал венчурным инвестором (в числе его стартапов — компания, разрабатывающая лекарство от гепатита C, система быстрого обмена видеоконтентом в интернете и саморазворачивающийся презерватив), он в 1990-х шесть лет проработал в «Транснефти». А в 1999 году, создав компанию NeurOK, начал финансировать разработку трехмерных компьютерных дисплеев.

Первый вариант дисплея разработали ученые Физического института Академии наук (ФИАН) Сергей Шумский и Андрей Путилин, которых Асадов взял в соучредители NeurOK. Они предложили использовать в экране не одну, как обычно, а две ЖК-панели, расположенные «бутербродом» одна за другой. Внешняя панель была прозрачной, чтобы через нее была видна внутренняя, но, главное, изображение на каждом из дисплеев воспринималось только под определенным углом. Таким образом один дисплей передавал картинку для правого глаза, другой — для левого, причем зрителю не требовались специальные очки. Уже в 2001 году NeurOK объявила о планах серийного производства мониторов и заказала выставочную серию. Но продажи не пошли. «Уровень 3D оказался неприемлемым для рынка», — признает Асадов в интервью Forbes. А еще для расчета объемного изображения в то время не хватало мощности компьютеров, и картинка «подтормаживала».

Выкупив патент у Путилина и Шумского, Асадов вывел их из учредителей NeurOK (Путилин заявил Forbes, что не в обиде на бывшего партнера: работу ему оплатили, правда, сумму он назвать отказался). После этого в NeurOK продолжили разрабатывать экран с двумя ЖК-панелями, но уже устроенными по другому принципу: для каждого глаза предназначена картинка, переданная поляризованным светом. Глаз видит «свою» картинку и не видит «чужую» сквозь стекла, пропускающие свет только с определенным углом поляризации: смотреть такое изображение на дисплее надо уже в очках (так показывают зрителю объемное изображение в современном кино стандартов Imax и Real3D).

В январе 2007 года NeurOK представила на отраслевой выставке CES в Лас-Вегасе первый 3D-монитор стоимостью $1000. Уже через месяц было создано СП с тайваньской Chi Mei Optoelectronics, четвертым в мире производителем ЖК-панелей с годовыми продажами $10 млрд. Компанию, как и ее мониторы, назвали IZ3D — читается как «easy 3D», или «легкая трехмерность». В декабре 2008 года долю в капитале IZ3D в обмен на $5 млн инвестиций получил венчурный фонд «Тройки Диалог». Основные продажи мониторов IZ3D приходятся сейчас на американский рынок: они продаются на Amazon.com и в сети магазинов Walmart по цене около $400. IZ3D не раскрывает объем своих продаж, однако для рынка потребительской электроники они весьма незначительны: весь мировой рынок 3D-дисплеев американская исследовательская компания Display Search оценивает по состоянию на 2009 год в 40 000 единиц ($15–20 млн).

Однако теперь, с обретением популярности 3D-кинематографа («Аватар» занял второе место по сборам за всю историю кинопроката), мир ждет настоящий бум технологий 3D. В день премьеры «Аватара» всемирная Ассоциация производителей техники формата Blu-ray утвердила стандарты дисков для трехмерного кино. Японская Fuji выпустила фотоаппарат FinePix Real 3D W1 для трехмерной фотографии. Телесети ESPN и Discovery пообещали запустить 3D-телевещание в 2010–2011 году. Американская ассоциация потребительской электроники ожидает, что к 2013 году каждый третий проданный в США телевизор будет поддерживать трехмерное вещание. И рынок объемных мониторов для компьютеров станет более привлекательным, чем сейчас, считают в Display Search. По оценкам этой компании, за 10 лет мировые продажи 3D-мониторов вырастут до 10 млн единиц в год ($5 млрд).

Рынок 3D-мониторов сейчас делят около десяти компаний, среди которых наряду с IZ3D корейская Zalman Trimon, Asus и JVC, но в 2009 году у них появился серьезный конкурент: крупный американский производитель 3D-видеокарт NVidia выпустила очки 3D Vision, превращающие обычный монитор в трехмерный. Программа, которую пользователь устанавливает себе на компьютер, подает на экран поочередно две картинки — для правого и левого глаза, а шторка электронного «затвора» в очках перекрывает «лишнее» изображение. Очки вместе с программным обеспечением продаются за $200. Это минимум вдвое дешевле любого конкурирующего решения, но у NVidia есть серьезное препятствие: система работает только с новейшими мониторами с частотой развертки 120 Гц (монитор у вас на столе, скорее всего, работает на частоте 50 Гц).

Кому достанется победа? Юхин из «Тройки» говорит, что, поскольку система от NVidia работает с монитором, не разработанным специально для показа объемного изображения, картинка в ней уступает по яркости мониторам IZ3D. Но у последних есть своя проблема, «гостинг» (от слова ghost-призрак) — едва заметная подача на один глаз изображения, предназначенного для другого глаза. Кроме того, доля 120-герцевых мониторов будет неизбежно расти по мере того, как игроманы всего мира начнут переходить на компьютеры нового поколения, говорит представитель российского подразделения NVidia Ирина Шеховцова.

Юхин считает, что если IZ3D хочет сохранить позиции на рынке, который вдруг стал очень конкурентным, ей нужно срочно договариваться с крупным производителем уровня Samsung или Sony о выпуске телевизоров по своей технологии. Он утверждает, что переговоры с одним из мейджоров уже идут, однако категорически отказывается вдаваться в подробности. А Андрей Путилин, разрабатывавший мониторы для Асадова в начале десятилетия, прогнозирует, что технология IZ3D в любом случае устареет уже в ближайшем будущем, поскольку будет создана, отработана и найдет применение на массовом рынке технология показа объемного изображения без очков. Та, с идеи которой начинался бизнес Асадова 10 лет назад.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться