03.04.2010 00:00

Честность политика

Сергей Гуриев Forbes Contributor
Президент Америки выполняет предвыборные обещания, невзирая на неблагоприятную ситуацию

Первый год президентства закончился для Барака Обамы на минорной ноте. Его рейтинг падает, республиканцы выигрывают выборы в Массачусетсе, дефицит бюджета достиг заоблачных высот, а госдолг неумолимо приближается к уровням, невиданным со времен Второй мировой войны. Если это не провал, то что тогда называется провалом?

Впрочем, если присмотреться внимательнее, можно заметить, что первый год президента Обамы — это год решительности и честности. Безусловно, он не оправдал всех ожиданий — но лишь потому, что ожидания были нереалистично высоки. Ему удалось справиться с кризисом в крайне сжатые сроки. Вопреки прогнозам пессимистов, предрекавших многолетнюю рецессию, Обама очень быстро сформировал отличную команду, сформулировал и начал выполнять пакет антикризисных мер. Это моментально восстановило уверенность рынков, после чего начало расти и производство.

Конечно, антикризисный пакет дорого обошелся американским налогоплательщикам — будущим поколениям придется так или иначе расплачиваться по резко выросшему госдолгу. Но это абсолютно нормально, суть любой антикризисной политики как раз и состоит в том, чтобы сгладить удар кризиса и растянуть ее финансирование во времени. Впрочем, и в вопросе, кто именно заплатит по счетам 2009 года, Обама (и его центральный банкир Бернанке) выступил очень достойно. У американских властей всегда есть соблазн уменьшить реальную величину долга за счет инфляции — ведь половина американских облигаций находится в руках иностранцев. Облагать налогами иностранцев всегда приятнее — ведь они не голосуют на выборах. Тем не менее и Обама, и Бернанке выступили против такого, по сути нечестного, обращения со своими кредиторами. И рынки им (пока) верят. Котировки американских облигаций (обычных и индексированных на инфляцию) показывают: рынки ожидают, что в ближайшие 10 лет средняя инфляция в США составит 2,25% в год, а в ближайшие 30 лет — всего 2,5% в год. Это означает, что за дефицит в 2009 году заплатят сами американцы, и в первую очередь богатые.

Еще одно мужественное решение Обамы — это отсутствие резких протекционистских мер и чрезмерного регулирования. Даже в Америке протекционизм всегда приносит краткосрочные политические дивиденды. Поэтому все экономисты ожидали именно таких шагов от левого президента во время кризиса. Обама принял несколько популистских решений, но в целом Америка осталась прорыночной и конкурентной экономикой. И в этом отношении «левый» Обама куда правее «правого» Саркози. Обама удержался от возведения торговых барьеров и других антиконкурентных мер (подобных тем, что усугубили Великую депрессию 1930-х) и этим подал отличный пример партнерам по «большой двадцатке». Наконец, Обама решил банкротить национального чемпиона Америки, компанию General Motors. Это сэкономило деньги для тех американцев, кто в них по-настоящему нуждался, — за счет высокооплачиваемых менеджеров и рабочих GM, которые производили неконкурентоспособную продукцию.

Почему же так упала популярность Обамы? Одна из ключевых причин в том, что в самый разгар кризиса он принялся за реформу здравоохранения. Казалось бы, ее можно было, сославшись на кризис, отложить.

Почему реформа здравоохранения так непопулярна и почему в этом случае Обама решил-таки ее провести? Ответы на эти вопросы столь же очевидны, сколь и невероятны (по крайней мере, для российского читателя). При нынешней системе 15% американцев не имеют медицинской страховки, в то время как страховка подавляющего большинства остальных фактически субсидируется налогоплательщиками. Реформа Обамы предполагает масштабное перераспределение от большинства (85% американцев) к меньшинству (15%). Сколь бы альтруистично ни было настроено большинство, ему такая реформа, естественно, не нравится.

За реформу, пусть и справедливую, но неприемлемую для большинства, Обама взялся «лишь» потому, что обещал провести ее во время своей предвыборной кампании. Поэтому за него и проголосовали бедные американцы, не имеющие медицинской страховки.

Верность предвыборным обещаниям — это благородно, но самое интересное другое. Как принцип «честность — лучшая политика» будет оценен избирателями? Первой оценкой станут выборы в Конгресс осенью 2010 года, а итоговой — президентская кампания 2012 года.

Автор — ректор Российской экономической школы, директор ЦЭФИР, доктор исторических наук

Новости партнеров