Пожизненное образование | Forbes.ru
$59.11
69.38
ММВБ2155.82
BRENT62.79
RTS1147.61
GOLD1280.87

Пожизненное образование

читайте также
+48359 просмотров за суткиМиллиардер Сулейман Керимов задержан в Ницце +658 просмотров за суткиОтветные меры. Могут ли в России запретить рекламу в Google +1385 просмотров за суткиГраницы в интернете. В России создают реестр разрешенных онлайн-магазинов +3281 просмотров за суткиБудет ли кризис на рынке жилой недвижимости в Москве? +1372 просмотров за суткиДеньги из космоса: Planet ежедневно фотографирует Землю с 200 спутников +3488 просмотров за суткиСтрана банкротов: почему топ-менеджеры вынуждены платить миллиарды +3029 просмотров за суткиИсповедь пессимиста из списка Forbes. Почему стартапы уезжают из России +18794 просмотров за суткиМиллиардер Дэн Гилберт рассказал, как мотивировать сотрудников делать добро +2197 просмотров за суткиДеньги за землю. Кому заплатят за строительство наземного метро в Москве +2178 просмотров за суткиИнвестиции в мемы. Приложение по созданию веселых надписей на фото привлекло $500 000 +1278 просмотров за суткиВ погоне за будущим: Uber купит беспилотные кроссоверы Volvo на $1,9 млрд +16397 просмотров за суткиГолосовой набор: самые высокооплачиваемые певицы мира. Рейтинг Forbes — 2017 +1109 просмотров за суткиCharity battle фонда «Друзья» собрал больше 8 млн рублей +3817 просмотров за суткиРука бога: как Канье Уэст помогает Adidas догонять Nike +5628 просмотров за суткиНеобоснованная выгода: как избежать претензий налоговой +3129 просмотров за суткиОпасное вращение: американские геологи предсказали рост числа землетрясений в 2018 году +2653 просмотров за суткиВ Сибири с Медведевым: Сечин в третий раз пропустит суд над Улюкаевым +995 просмотров за суткиДорогой кормилец: зачем модные бренды открывают собственные рестораны и чем рискуют +1679 просмотров за суткиРокфеллеры поехали: в Гонконге показывают коллекцию, выставленную на аукцион +2553 просмотров за суткиРаскулачивание «Газпрома». Почему его конкуренты хотят реформировать газовую отрасль +4417 просмотров за суткиКонец войны. Путин и Асад обсудили завершение операции в Сирии
03.04.2010 00:00

Пожизненное образование

Владимир Мау Forbes Contributor
Советская модель образования плохо приспособлена к постиндустриальному миру

Создание современной модели образования — один из приоритетов развития России сегодня и в обозримом будущем. Задача не сводится к поиску дополнительных финансовых ресурсов для поддержания существующей системы. Речь идет о выработке новой модели образования, о формировании его новых институциональных условий.

Сколько бы мы ни гордились советской системой образования, она была порождением индустриальной эпохи, то есть ориентировалась на массовую подготовку специалистов, приверженных своей профессии на протяжении всей жизни. Ничем, кроме консерватизма сознания, нельзя объяснить любовь наших чиновников к оценке вузов по показателю «количество выпускников, работающих по специальности». Нет ничего более абсурдного, чем привязывать студентов к специальности, учитывая, что потребность в специалистах в современном динамичном мире может существенно поменяться за те пять-шесть лет, которые студент проведет в вузе. Среди наиболее успешных «героев нашего времени», по какому бы критерию мы ни оценивали успех, вряд ли найдется хоть один, работающий по специальности (исключение составляют, наверное, только представители творческих профессий).

Иными словами, невозможно сейчас бороться за сохранение индустриальной модели образования, основанной на интенсивном предоставлении образовательных услуг в первые 20–25 лет жизни с эпизодической «профпереподготовкой» в дальнейшем.

Постиндустриальная модель опирается на пять основных принципов.

Первое. Система образования должна стать непрерывной. Профессиональное образование должно начинаться уже в старших классах средней школы и продолжаться на протяжении всей жизни, способствуя адаптации человека к вызовам времени. Важным шагом на пути к непрерывному образованию является введение двухступенчатого высшего образования — бакалавриата и магистратуры вместо единого специалитета.

Второе. Из непрерывности образования следует его индивидуализация. В чем-то это сродни образованию доиндустриальной эпохи, но на качественно новом уровне. Хорошая образовательная программа должна состоять из модулей, причем сам студент обладает значительной свободой выбора этих модулей и формирования собственной образовательной траектории.

Третье. Глобализация делает неизбежной для серьезного образовательного учреждения конкуренцию на международном образовательном рынке. Это предполагает формирование альянсов и совместных программ с разными образовательными институтами, включая зарубежные. Повышается роль международных ассоциаций и стандартов. Все большую роль будет играть образование на английском языке — так в средневековой Европе университеты объединяла латынь. Наконец, показателем качества образования становится способность привлекать иностранных студентов и профессоров.

Четвертое. Усиливается значение практической направленности образования, связанной с получением набора компетенций. Это требует изменения технологий образования. Создаются новые возможности для ускорения получения компетенций через тренажеры, разного рода симуляторы, информационно-коммуникационные системы.

Пятое. Изменяется финансовая модель образования. Роль частных (личных) расходов при формировании образовательной стратегии человека будет усиливаться и дальше. Распространение платности образования в современной России принято связывать с посткоммунистической трансформацией, сопровождавшейся тяжелым бюджетным кризисом. На самом деле произошло наложение двух кризисов — бюджетного и системного. Недаром преодоление бюджетного кризиса не привело к ослаблению роли частных денег в развитии образования. Напротив, приток средств от граждан и корпораций в образование усиливается — это оборотная сторона индивидуализации образовательных траекторий.

Выделяя эти принципы, я основывался на собственной практике в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, где представлены программы среднего специального (уровень колледжа), высшего профессионального и постдипломного образования, включая разного рода программы подготовки бизнесменов и государственных служащих.

Понимаю, что выстраивание образования на этих принципах — очень непростая задача. Однако без ее решения качество образования в стране будет снижаться, а отсюда недалеко и до деградации.

 

Автор — ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, главный редактор журнала «Экономическая политика»

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться