Мягкая присадка | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Мягкая присадка

читайте также
Шедевры миллиардера Рыболовлева. Forbes посчитал, сколько он потерял на произведениях искусства +125 просмотров за суткиКто и когда доказал, что Сахалин — остров +290 просмотров за суткиГлавный тренер «Спартака» Массимо Каррера: «Хочешь победить — соблюдай правила» +721 просмотров за суткиЖурнал об успехе и для успешных людей. 15 миллиардеров поздравили Forbes со 100-летием +4700 просмотров за суткиКудесник или шарлатан. Была ли первая трансплантация головы +1476 просмотров за суткиВоля к жизни. НПФ «Будущее» сократит каждого пятого сотрудника до конца года +3985 просмотров за суткиДети — наше все: шесть способов уйти от советского мышления при воспитании наследников +5235 просмотров за суткиК новогоднему столу. Почему в России выросли цены на красную икру +5960 просмотров за суткиШантаж и мошенничество: Лондонский суд встал на сторону Хорватии в ее споре со Сбербанком +2317 просмотров за суткиКрыши мира: какие стартапы из США и Европы изменят рынок недвижимости в России +3468 просмотров за суткиОбуздание инфляции: рост цен больше не будет источником дохода +1542 просмотров за суткиБронежилет для смартфона. Как бизнесу защититься от вирусов-вымогателей +3598 просмотров за суткиБизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России +1104 просмотров за суткиБывший глава IBM Луис Герстнер рассказал об умении принимать решения вовремя +1616 просмотров за суткиМарина Науменко: «В нашем роддоме все сосредоточено вокруг мамы и новорожденного» +1640 просмотров за суткиФэйк-контроль: что произошло с бизнесом «Одевайся Легко», когда производство наконец наладилось +9573 просмотров за суткиКак настоящий. Может ли грузовик Tesla Semi соревноваться с дизельными конкурентами +2278 просмотров за суткиПроизводный шум. Как ЦБ будет регулировать рынок деривативов с 2019 года +436 просмотров за суткиОбхохочешься: фильм недели — «Молодой Годар» +1479 просмотров за суткиСтоит съесть: трюфели в White Rabbit Family, мидии в Perelman People, винегрет в KM20 +1700 просмотров за суткиО России с любовью: высокая ювелирная коллекция Boucheron
03.04.2010 00:00

Мягкая присадка

Михаил Брыкин когда-то создал первую в России марку машинного масла. Этот бизнес он давно продал, но на пенсию пока не собирается

Предприниматель  Михаил Брыкин не из тех, кто любит сидеть в кабинете или лежать в гамаке. В 2005 году этот уже немолодой мужчина продал свою компанию по производству моторных масел «Спектрол», но не прошло и года, как он решил вернуться в бизнес. Денег на масштабную рекламу не было, и он лично раздавал свою новую продукцию, топливные присадки «Тотек», дальнобойщикам на стоянках вблизи Москвы. Водителям присадки понравились — по словам Брыкина, многие звонили, чтобы поблагодарить и заказать еще.

Понравились они и магазинам. Спустя три года присадки «Тотек» продаются в сотне торговых точек по всей стране. Журнал «За рулем» признал присадки Брыкина лучшими из шести аналогов — они обошли несколько западных марок по снижению расхода топлива и вредных выбросов, а также по увеличению мощности двигателя. Выручка у компании Брыкина все еще небольшая — около $600 000 (размер прибыли он не раскрывает), но бизнесмен верит, что продажи будут расти. Все просто: качество российского топлива оставляет желать лучшего. В прошлом году в рейтинге Международного центра качества топлива (IFQC) Россия заняла 84-е место из 100. «Нефтяники не улучшают качество топлива, — замечает Брыкин. — Поэтому этим занимаюсь я».

Производством и продажей горюче-смазочных материалов Брыкин (сейчас ему 60) начал заниматься около 20 лет назад. Он работал в профильном оборонном НИИ, откуда уволился в 1987 году, и решил открыть собственное дело, как только советское правительство разрешило частный бизнес. Что выпускать, вопрос не стоял. Брыкин знал, что в стране острый дефицит качественного моторного масла. «В оборонке тогда были отличные наработки, — рассказывает предприниматель, — например, моторное масло для танковых двигателей опережало западные образцы на несколько шагов».

Брыкин вместе с бывшими коллегами по НИИ разработал состав моторного масла, т. е. просчитал, какие именно присадки и в каких пропорциях нужно добавлять в так называемое базовое масло, чтобы получить продукт высокого качества. О поставке сырья договорился с Ярославским НПЗ, а с Chevron заключил контракт о закупках пакета присадок. Оставалось лишь перемешать все по своему рецепту. Производство Брыкин разместил на одном из оборонных заводов. «Спектрол» стал первым частным российским брендом на рынке масел.

«Время для бизнеса было очень хорошее, банки выдавали кредиты на оборудование, лишь посмотрев на бизнес-план», — вспоминает Брыкин. Масло «Спектрол» в России лилось рекой. У предприятия появились производственные площадки в Ярославле, Нижнем Новгороде, Рязанской области — в регионах, где размещались крупные НПЗ.

В середине 1990-х «Спектрол» контролировал уже треть рынка моторного масла в России. Предприятие выпускало 2,5–3 млн л продукции в год, выручка исчислялась десятками миллионов долларов при рентабельности до 50%. Брыкин мог позволить себе иметь собственную команду по шоссейным автомобильным гонкам и спонсировать участие КамАЗов в гонке «Париж — Дакар».

Высокая маржа и низкая конкуренция быстро привлекли на этот рынок новых игроков. «После «Спектрола» автомобильные масла стали делать около сотни предприятий», — говорит Александр Перемятов, основатель и владелец компании «Виал Ойл», с 1992 года выпускающей моторное масло Consol. В начале 2000-х начали активно раскручивать собственные марки смазочных материалов крупнейшие нефтяные компании — ТНК, «Лукойл», ЮКОС. Тогда же на российский рынок вышли западные гиганты Mobil, Castrol, Shell, Esso и другие, и доля их стремительно растет с ежегодным обновлением автопарка в пользу автомобилей западных производителей. Независимым российским производителям ГСМ оказалось не под силу тягаться с гигантами.

Сейчас объем рынка моторных масел оценивается в 230 млн л в год, или около $1 млрд в денежном выражении. По данным компании «ИнфоТЭК-Консалт», западные производители моторного масла обеспечивают автомобили бизнес-класса на 100%, в среднем ценовом сегменте их доля составляет более 80% и даже в экономклассе — почти 50% (остальное у ТНК-ВР, «Роснефти» и «Лукойла»). Доля же небольших производителей упала почти до нуля.

В 2005 году Брыкин продал бизнес компании «Дельфин групп» (крупнейшее предприятие — Пушкинский завод, на нем делают моторные масла Luxe, ранее Luxoil).

Казалось бы, пора на пенсию? Брыкин действительно купил виллу на одном из островов недалеко от побережья Португалии, но прожил там без дела меньше года. «Я медленно умирал», — признается предприниматель. Он вернулся в Россию с идеей нового бизнеса — неудивительно, что он тоже был связан с ГСМ. По отработанной схеме Брыкин разработал и начал производить топливные присадки и спортивное топливо — всего более 10 наименований.

Сработали старые связи, и предприниматель восстановил сбытовую сеть. Стоимость рекламы (особенно телевизионной) уже тогда стала слишком высокой для небольших компаний, поэтому Брыкин сделал ставку на интернет и промоакции вроде бесплатной раздачи продукции дальнобойщикам. Он мечтает вернуться на рынок с новым моторным маслом. Впрочем, сделать это будет уже совсем непросто.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться