Как сыр в масле | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Как сыр в масле

читайте также
+165 просмотров за суткиСцена или гардероб: как люди с аутизмом работают в сфере культуры +2341 просмотров за суткиЭкономика чистой воды: как сделать деньги из воздуха +1753 просмотров за суткиТайны подземелья. Интересные факты о метрополитенах мира +1441 просмотров за суткиПушистая лихорадка: 10 меховых аксессуаров +1904 просмотров за суткиПодборка статей нашего первого главреда Пола Хлебникова +10432 просмотров за суткиАлександр Солженицын — Полу Хлебникову: «Им даже в голову не приходит покаяться» +7766 просмотров за суткиПодозреваемый в убийстве первого главреда российского Forbes Пола Хлебникова задержан в Киеве +3539 просмотров за суткиForbes рекомендует. Все самое важное и интересное за неделю +2360 просмотров за суткиBoston Dynamics научила своего робота прыгать и делать сальто назад +28968 просмотров за суткиШедевры миллиардера Рыболовлева. Forbes посчитал, сколько он потерял на произведениях искусства +416 просмотров за суткиКто и когда доказал, что Сахалин — остров +746 просмотров за суткиГлавный тренер «Спартака» Массимо Каррера: «Хочешь победить — соблюдай правила» +4389 просмотров за суткиЖурнал об успехе и для успешных людей. 15 миллиардеров поздравили Forbes со 100-летием +1638 просмотров за суткиКудесник или шарлатан. Была ли первая трансплантация головы +970 просмотров за суткиВоля к жизни. НПФ «Будущее» сократит каждого пятого сотрудника до конца года +3015 просмотров за суткиДети — наше все: шесть способов уйти от советского мышления при воспитании наследников +2010 просмотров за суткиК новогоднему столу. Почему в России выросли цены на красную икру +5010 просмотров за суткиШантаж и мошенничество: Лондонский суд встал на сторону Хорватии в ее споре со Сбербанком +1178 просмотров за суткиКрыши мира: какие стартапы из США и Европы изменят рынок недвижимости в России +1994 просмотров за суткиОбуздание инфляции: рост цен больше не будет источником дохода +854 просмотров за суткиБронежилет для смартфона. Как бизнесу защититься от вирусов-вымогателей
03.04.2010 00:00

Как сыр в масле

Алексей Зимин Forbes Contributor
О судьбе «Вологодского масла» и «Костромского сыра»

Пока я рассуждал о том, что в россии не хватает географических брендов, в РФ начал работать институт «Наименований, Контролируемых По Происхождению», аналогичный европейскому Protected Designation of Origin. Это способ регуляции рынка, когда те или иные продукты можно выпускать только на месте их исторического производства. То есть способ защиты локального производителя от транснациональных корпораций. Экономическое крепостное право.

Единственной крепостью такого рода в нашей стране назначена Вологодская область. С первого января вступил в действие закон, согласно которому только масло, произведенное в Вологде и окрестностях, может считаться настоящим «Вологодским маслом». Прочее же — подделка и подлежит уничтожению, как всякий контрафакт.

Финансовые выгоды Вологодчины от такого федерального подарка можно будет оценить через год-два, но перспективы и сейчас видятся вполне радужными. «Вологодское масло», несмотря на маркетинговые усилия Valio и прочих международных брендов, все еще остается самой узнаваемой масляной маркой в стране. Доля рынка, оценивающегося в несколько сотен тысяч тонн и несколько миллиардов долларов, у «Вологодского масла» тоже значительная — по разным данным, от 15% до 30%.

В общем, это значительный кусок, монетизация которого пополнит областной бюджет и бюджеты местных жирокомбинатов и, возможно, станет прецедентом, после чего свой экономический лен на продукты получат другие регионы. Например, Кострома — на одноименный сыр. Тоже, кстати говоря, один из самых узнаваемых брендов. При этом доля производства собственно Костромской области оценивается экспертами всего в 3%. И, таким образом, если соответствующее постановление будет принято, костромичи получат 97% рынка «Костромского сыра» махом. А все остальные будут вынуждены выпускать аналогичный продукт под другими марками.

Парадокс истории как с «Вологодским маслом», так и потенциально с «Костромским сыром» в том, что эти бренды были созданы именно как трансгеографические бренды, в эпоху советской системы ГОСТ.

Брат художника Верещагина, в семидесятые годы XIX века выписывавший из Дании молочников для создания технологии «Вологодского масла» (фокус там в сильном нагревании сливок, вследствие чего масло приобретает ореховый привкус), продавал этот продукт в России под название «Парижское масло», а на экспорт оно шло как «Петербургское». «Костромской сыр», к созданию которого Верещагин тоже приложил руку, по технологии производства близок к «Голландскому» и под маркой «Голландского» или «Гауды» продавался много лет.

И сливочное масло, и сыр не были, что называется, традиционными продуктами местности. На Вологодчине исторически производили и использовали льняное масло, а под Костромой еще в начале XIX века крестьяне повесили помещика-реформатора, который заставлял их делать сыр и, мало того что делать, еще и есть «это мыло».

Однако советские пищевые ведомства, фиксируя нормы производства сыра и масла одинаковые и обязательные для всех заводов от Камчатки до Калининграда, отчего-то решили придать двум разновидностям суверенный дух, который теперь, спустя больше чем полвека, эдаким сальто обретает настоящую почву под ногами.

В одном из центров производства «Костромского сыра», городе с запоминающимся названием Буй, так много ждут от решения по сыру, что начали даже строить новую фабрику по испанским технологиям. Фабрика способна производить более сотни тонн сыра в месяц. При этом обслуживать ее должны всего три человека. Так что проблему безработицы развитие локальных гастрономических брендов, увы, не решит.

У жителей города Буй есть, правда, надежда, что там построят новую атомную электростанцию, которая обеспечит весь район жильем и занятостью. Но едва ли такой поворот повысит экологически чистый статус местного сыра, которым так гордятся его производители и который имеет тот же вкус, что и много лет назад, потому что местные коровы по-прежнему дают в три раза меньше молока, чем датские, а вокруг, как и при Романовых, нет ни одного работающего вредного производства.

Автор — главный редактор журнала «Афиша-Еда»

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться