Призрак бюджетного кризиса | Forbes.ru
$58.45
69.69
ММВБ2161.17
BRENT63.75
RTS1166.09
GOLD1288.50

Призрак бюджетного кризиса

читайте также
+3 просмотров за суткиУчастник списка Forbes Игорь Рыбаков: «Все мои возможности — это Катя» +1584 просмотров за суткиЗапасный выход. Валерий Окулов уходит из Минтранса после скандала с «ВИМ-Авиа» +16052 просмотров за суткиПереворот в Луганске. Что упускает российское руководство +7205 просмотров за суткиЯпония сделает олимпийские медали из старых смартфонов +1133 просмотров за суткиДеньги на ветер. Как автоматизировать бизнес и не навредить ему +1636 просмотров за суткиФАС разрешила «Яндекс.Такси» и Uber объединить бизнесы +1907 просмотров за суткиFacebook виляет элитой: победа Трампа — лишь вершина «айсберга» +866 просмотров за суткиГреют в холода: 3 модных аромата этой зимы +2762 просмотров за суткиМиллиардер Филипп Аншутц рассказал, как риск позволяет разбогатеть +7481 просмотров за суткиВслед за Керимовым: Дмитрий Фирташ продает свой бизнес-джет +4 просмотров за сутки20 директоров-капиталистов. Новый рейтинг Forbes +1716 просмотров за сутки«Балаган вокруг процесса»: Леонтьев назвал вбросом протоколы допросов Сечина по делу Улюкаева +473 просмотров за суткиКульт красоты: каким методикам доверяют сами руководители клиник +9518 просмотров за суткиУдар в спину. Почему Путин два года не мог простить Эрдогана +8652 просмотров за суткиСанкции пора отменять. Как вернуть качественные российские продукты на прилавки +6646 просмотров за суткиКорона Британской империи: состояние королевской семьи оценили в $88 млрд +1259 просмотров за суткиПочему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. Книги декабря +757 просмотров за суткиЗа прошлую неделю на аукционах было продано произведений искусства на $2,3 млрд. Как так вышло? +8687 просмотров за суткиВодить детей к репетиторам — это болезнь родителей +5886 просмотров за суткиКоробка с миллионом долларов. Сколько зарабатывают политтехнологи +2183 просмотров за суткиХолодный прием: фильм недели — «Снеговик»
03.05.2010 00:00

Призрак бюджетного кризиса

Владимир Мау Forbes Contributor
России необходима новая модель финансирования экономического роста

Глобальный кризис оказался не таким страшным, как опасались поначалу. Денежные власти развитых и развивающихся стран не допустили краха банковской системы. Большинство экономик демонстрирует рост. Разговоры о «второй волне» перешли из сферы публичной дискуссии в область профессиональных разговоров экономистов. На первый план во всем мире выходит проблема  макроэкономической устойчивости. Она пока сводится к обсуждению перспектив стимулирующей денежной и бюджетной политики и возможности (или необходимости) выхода из нее в ближайшее время.

Ключевой вопрос — соотношение краткосрочных и долгосрочных задач экономической политики вообще и бюджетной в частности. Задача переориентации бюджетной политики с краткосрочных ориентиров на средне- и долгосрочные стоит перед всеми развитыми странами. Не могу не процитировать двух людей, чье соавторство в статье Financial Times само по себе необычно, — теневого министра финансов Великобритании Джорджа Осборна и известного у нас Джеффри Сакса: «Сомнительно, что устойчивого роста можно достичь путем бюджетных вливаний в устаревающие производства или создание рабочих мест…»

Проблема макроэкономической устойчивости исключительно актуальна и для России. Благодаря накопленным средствам Стабилизационного фонда мы прошли кризис достаточно мягко — и это плюс. Но есть и минус: мы обошлись без серьезной структурной и институциональной модернизации. А накопленные в условиях кризиса обязательства не могут быть симметрично сокращены, они будут давить на бюджет и дальше.

В последние годы мы наращивали бюджетные обязательства, рассчитывая, по-видимому, на бесконечный рост цен на энергоресурсы. Тем временем нарастали проблемы пенсионной системы, которые не решаются увеличением отчислений в Пенсионный фонд.

Именно бюджетные трудности являются, по моему мнению, источником повышенной опасности. Если при цене на нефть $70 за баррель бюджетный дефицит превышает 5% ВВП, мы имеем дело с симптомом серьезной болезни. Это означает не только возросшую незащищенность российской экономики от независящих от страны факторов. Это означает, что страна не контролирует рост расходов. Отсутствие надежного контроля за доходами (зависимость от внешней конъюнктуры) и расходами (за последние годы было принято много новых обязательств) — предвестник бюджетного кризиса.

Такой кризис приближается медленно — и в этом его опасность. Поначалу кажется, что новые расходы можно компенсировать новыми налогами, при этом игнорируются объективные возможности их сбора. Потом набирает популярность идея, что для повышения доходов налоги надо снизить — и собираемость возрастет (на практике такое удается крайне редко). Параллельно предлагается нарастить расходы, которые, мол, непременно обернутся новыми доходами, надо только немного подождать. А потом наступает кризис.

Не хочется прогнозировать плохое. Но мы не должны забывать об уроках 1980-х. Когда были объявлены ускорение и перестройка, правительство СССР серьезно увеличило бюджетные расходы, несмотря на падение доходов (в связи с антиалкогольной кампанией и шестикратным снижением цены на нефть). Поначалу казалось, что это дает эффект — темп роста экономики в 1987 году несколько возрос, увеличилась продолжительность жизни. Но одновременно стали быстро расти дисбалансы, которые в условиях государственного ценообразования проявлялись прежде всего в товарном дефиците. В 1988 году Егора Гайдара и Отто Лациса, отвечавших тогда за отдел экономики в журнале «Коммунист», пригласили к руководству страны. Как вспоминал Гайдар, начальство стало их спрашивать о том, что делать дальше. Главная проблема — нарастание бюджетного кризиса, сказали экономисты. «В стране трудно купить товары, а вы говорите о каком-то бюджетном кризисе», — с раздражением ответило начальство.

Сейчас, конечно, ситуация иная. Пока. Однако риск бюджетного кризиса налицо — и обсуждать эту проблему надо немедленно. России необходима новая модель финансирования экономического роста. Модель, которая минимизировала бы роль рентных доходов и бюджетных расходов и опиралась бы прежде всего на приток частных инвестиций. В результате кризиса финансовые институты оказались накачаны ликвидностью. Как превратить деньги в работающий капитал — именно этот вопрос должен стать ключевым при выработке экономической политики на 2010–2011 годы.

Автор — ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, главный редактор журнала «Экономическая политика»

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться