03.07.2010 00:00

Требуются предприниматели

Ксения Юдаева Forbes Contributor
Чтобы Сколково не превратилось в налоговый офшор для уже существующих бизнесов, необходимо развивать предпринимательство

Считается, что в России мало инноваций из-за недостаточного спроса. Безусловно, это часть проблемы. Но гораздо более важная, на мой взгляд, проблема — это нехватка предпринимателей и предпринимательских качеств у людей, занимающихся инновационным бизнесом. Одним из таких качеств является способность находить спрос и подстраиваться под рынок.

В зарубежных институтах, занимающихся коммерческим применением новых технологий, этому вопросу уделяется особое внимание. В одной из программ Массачусетского технологического института профессор, имеющий перспективную технологию, кроме гранта получает наставника, одна из задач которого — определить наилучшее коммерческое применение технологии. Аналогичная опция включена в программы поддержки инноваторов в Германии.

В экономической теории считается, что предприниматели более склонны к риску, чем обычные граждане. Я пыталась проверить данную гипотезу на известных бизнесменах, включая гендиректора компании RIM (выпускает BlackBerry) Джима Балсилли. Ответ обычно один: предприниматели лучше видят и просчитывают риск, лучше им управляют. Кроме того, искусство предпринимателя состоит в том, чтобы соединить воедино все компоненты производства и найти выгодное применение своей продукции на рынке.

Недавно в ходе конференции Всемирного банка я посетила Адлерсхоф — один из самых успешных немецких технопарков, расположенный в пригороде Берлина. Специализировавшийся перед Первой мировой войной на производстве самолетов, во времена ГДР Адлерсхоф приютил исследовательские институты Академии наук. После объединения Германии в начале 1990-х было решено превратить это место в технопарк. Сюда перевели инженерные и естественно-научные факультеты Университета имени Гумбольдта. Здесь же разместился бизнес-центр для небольших технологических компаний.

Первые 10 лет в инфраструктуру парка инвестировало почти исключительно государство, но затем появились и значительные частные инвестиции. Более того, в последние годы проект начал приносить прибыль и теперь считается очень успешным.

В Адлерсхофе я познакомилась с гендиректором небольшой компании Heliocentris. Она специализируется на технологиях в сфере водородной энергетики и интегрированных энергетических систем. Больше всего меня поразил рассказ о том, как изменялась стратегия компании на протяжении 15 лет ее развития. Первое время она поставляла оборудование в университеты, где его использовали для учебных и демонстрационных целей. Потом сфера деятельности расширилась. Появились заказы на создание экологически чистых транспортных систем в рамках замкнутых территорий (аэропорты, кампусы и т. д.), на построение энергетических систем, максимально использующих альтернативные источники энергии. Компания сознательно концентрируется на небольших, я бы сказала, локальных проектах. «Мы не можем создать заправки по всей стране, но можем их сделать в аэропорту», — пояснил мой собеседник. Совершенно очевидно, что данный бизнес «поднялся» не на заказе какой-то большой компании. Просто у людей была технология, и они придумали, как ее использовать.

Между прочим, главным плюсом технопарка гендиректор Heliocentris назвал присутствие большого числа таких же, как он, предпринимателей, что облегчает обмен опытом. Предпринимателями не рождаются, поэтому обмен опытом — необходимейшая услуга для руководителей небольших технологических компаний. Безусловно, в технопарке есть хорошая инфраструктура и коммуникации, а вот что касается льгот… Мой собеседник не мог вспомнить, были ли у него когда-либо льготы по аренде. А налоговых льгот в Германии почти не бывает.

Концепция Иннограда в Сколково пока еще только формулируется, ясно только, что в нем будут большие льготы. С точки зрения эффективности стандартная проблема проектов, построенных на наличии льгот, заключается в том, что они просто отвлекают на себя уже действующие или запланированные проекты и не приводят к появлению по-настоящему новых предприятий. Чтобы Сколково не превратилось в налоговый офшор для уже существующих бизнесов, необходимо продумать систему мер, направленных на развитие предпринимательства. И конечно, придется запастись терпением. Как показывает опыт Адлерсхофа, такие проекты становятся успешными только в перспективе 10–15 лет.

Автор — директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России

Новости партнеров