К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новые горизонты


Инвестор Александр Айвазов рассказал Forbes, почему он затеял проект во Вьетнаме

У многих предпринимателей в кризис возникло желание инвестировать деньги на территории других стран. Мотивы очевидны: доходность бизнеса в России снизилась до европейской, а большинство рисков, которые мы наблюдали в начале 1990-х и «нулевых», сохранились. Люди, которые ищут спокойной жизни, устремили свой взгляд на Европу. А те, кто готов рискнуть ради более высоких ставок, смотрят в другую сторону.

Идея инвестировать во Вьетнам родилась в конце 2008 года. После продажи части активов (мультиплекс в торговом комплексе «Вэйпарк», недвижимость. — Forbes) высвободились средства, и мы с партнерами думали, куда их инвестировать. Подвернулось предложение о продаже сети платежных терминалов. Разобрав проект по косточкам, мы поняли, где деньги зарабатываются, а где нет и почему. Сеть мы покупать в итоге не стали, но в голове сформировалась эффективная модель работы этого бизнеса.

Российские компании — номер один на мировом рынке платежных терминалов, их придумали именно в России, где проникновение сотовой связи опередило проникновение кредитных карт. Ребята из компании Qiwi недавно начали бизнес в Малайзии, например.

 

Мы тоже стали подыскивать подходящие регионы. Латинская Америка далеко. Африка недооценена, и там есть успешные похожие проекты, но высоки политические риски. На Ближнем Востоке и Корейском полуострове слишком опасно. Китай и Индию невозможно освоить. Так методом исключения мы определили для себя кусочек Азии, где еще сохранилось влияние России как преемницы Советского Союза и к нам лояльны, где велики перспективы скорого выхода на рынок транснациональных компаний и отсутствует риск военных действий, что важно при инвестициях в страны третьего мира.

Сравнивая Вьетнам, Бирму и Таиланд, мы изучили аналитику Всемирного банка, рейтинговых агентств. Обращали внимание на несколько параметров: оборот наличной денежной массы, проникновение сотовой связи, АРПУ (доходы на пользователя в месяц) и средний возраст населения — когда речь идет о внедрении технологий, потребители должны быть достаточно молоды, чтобы в них разобраться.

 

Вьетнам оказался самым интересным. Причем не только для телекома. В силу того что средний возраст там 25–27 лет, активно развивается, например, рынок онлайн-игр. Банковский сектор не консолидирован, законодательство далеко от совершенства, что позволяет выходить на рынок с низким уровнем операционных затрат.

Большой делегацией выехали на место провести, так сказать, разведку боем. Сразу выяснили, что ситуация с преступностью более или менее благополучна: инкассаторы перевозят некрупные суммы на велосипедах. Коррупция глубокая, и каждый чиновник хочет поучаствовать в бизнесе, но для российских предпринимателей правила игры понятны. При подборе правильных локальных партнеров наш бизнес в такие регионы входит на порядок более эффективно, чем инвесторы из других стран. Проводниками на рынок могут быть россияне, которые давно живут во Вьетнаме. Например, бывшие сотрудники разведки или менеджеры финансовых компаний, свернувших свои докризисные проекты. Нам активно помогает вьетнамская диаспора в России.

Треть населения страны сконцентрирована вокруг двух городов — Ханоя и Сайгона. Наша модель предполагает размещение терминалов в бизнес-центрах, гостиницах, но будем обкатывать установку и в частных ларьках на местных узких улочках. Если в России важно встать на проходном месте, то во Вьетнаме человек может месяцами не бывать за пределами своего квартала, так что легко спланировать эффективное размещение терминалов.

 

Еще одна особенность рынка — погода. Тридцать градусов и почти стопроцентная влажность, что для любого электронного устройства не очень хорошо. Приходится придумывать инновационные способы сохранения аппаратуры.

Сегодняшний статус проекта с рабочим названием PayWayMobile: инвесторы определены, технология понятна, программное обеспечение готово, предварительные договоренности с заводом-изготовителем есть. Во Вьетнаме находятся три сотрудника, которые ведут переговоры с операторами связи. В отличие от России потребитель там не только не готов платить никакой комиссии, но и привык получать премию. Операторов девять, конкуренция высока, поэтому, покупая карту номиналом $2, вы получаете на счет $2,5. Еще одна проблема: у всех операторов разные биллинговые системы и приходится придумывать, как с этим работать.

Мы были готовы выйти на вьетнамский рынок несколько месяцев назад, но решили, что не стоит за свои деньги выстригать поляну для конкурентов. Две локальные компании в партнерстве с российскими производителями уже начали эту тему развивать. Мы внимательно наблюдаем за их показателями. АРПУ во Вьетнаме в четыре раза ниже, чем в Москве, — $4,3 и $18 соответственно, поэтому для того чтобы бизнес был рентабельным, важно количество трансакций. Ближе к осени будет ясно, готово ли население к новой услуге. Если да, то мы быстро развернем бизнес — со всеми юридическими аспектами это займет максимум четыре месяца.

Чиновников помимо личных интересов волнует, привносит ли инвестор новую технологию в страну. Российские компании в Юго-Восточной Азии могут добиться успеха как раз в тех областях, где являются технологическими лидерами. Я не знаю, можем ли мы быть лучше немцев или сингапурцев в девелоперском и ресторанном бизнесе, но в телекоме, нефтепереработке и энергетике точно можем.

Вьетнам заинтересован в строительстве мощностей по переработке нефти — сейчас почти вся нефть экспортируется в Сингапур, оттуда импортируют готовые продукты. Мы рассматриваем возможность внедрения там совершенно новой российской технологии переработки нефти, которая позволяет уменьшить капитальные инвестиции в завод раз в двадцать. Во Вьетнаме у разработки гораздо больше перспектив, чем в России.

 

Энергетика тоже интересна — энергосистему проектировали советские специалисты, и она заточена под наше оборудование. Компания «Норд капитал», где я управляющий партнер, планирует выйти на рынок и с инвестиционно-банковскими услугами. Пока во Вьетнаме слабо развит фондовый рынок, полным ходом идет приватизация, все еще государственными остаются отраслевые гиганты — нефтяная PetroVietnam, табачная Vinataba, телекоммуникационная VietTel и т. д.

Больше всего привлекает то, что этот рынок может вырасти в тысячу раз. И есть активные инвесторы из Сингапура и с Ближнего Востока, которые в случае удачи проекта могут захотеть войти в него.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости