Невечный двигатель | Forbes.ru
$57.62
68.62
ММВБ2055.45
BRENT56.77
RTS1124.26
GOLD1292.15

Невечный двигатель

читайте также
+3 просмотров за суткиРаид Элиас: «Возрастная дальнозоркость уже не проблема» +142 просмотров за суткиДело «Черкизово»: какой сигнал получили налоговые агенты и иностранные инвесторы +244 просмотров за суткиВатты и технологии-2: барьеры и перспективы развития ВИЭ в России +1014 просмотров за суткиВыше потолка: как рекордный госдолг США повлияет на рынки облигаций +917 просмотров за суткиНедвижимость дорожает, миллиардеры богатеют: в китайском списке Forbes сменился лидер +2334 просмотров за суткиМорской бой. Бывшие друзья, основатели крупнейшего рыбопромышленного холдинга делят бизнес +820 просмотров за суткиЛучше сама: как Наталья Касперская стала участницей рейтинга богатейших женщин +335 просмотров за суткиОтели как лучше: Вена как центр дизайн-отелей +258 просмотров за суткиМаршрут построен: тренды и ярмарки современного искусства нового сезона +360 просмотров за суткиКино недели: Kingsman 2 или бондиана с юмором +929 просмотров за суткиУйти, чтобы вернуться: что делать с отношениями, переставшими приносить удовлетворение +455 просмотров за суткиЭмоциональный шторм: причины и противодействие +452 просмотров за суткиЮко Хасегава: «Искусство позволяет сохранить свободу мысли» +312 просмотров за суткиОдна вокруг света: Африка глазами блондинки +202 просмотров за сутки«Нуреев» пойдет в Большом: мировая премьера назначена на 9 декабря +378 просмотров за суткиВсе сразу: Mercury запустила ювелирно-часовой сайт +722 просмотров за суткиСмотр технологий: как Волож, Маск и Цукерберг встречались с президентами +639 просмотров за суткиПолитика в соцсети: как контроль рекламы может навредить Facebook +1235 просмотров за суткиБанки или стартапы: кто заработает на малом бизнесе +368 просмотров за суткиUber в небе, Wi-Fi на борту и другие тенденции в бизнес-авиации +832 просмотров за суткиВписаться в поворот: как миллиардеры зарабатывают на «Формуле-1»
03.07.2010 00:00

Невечный двигатель

Зачем предприниматель Владимир Дорохин советуется с советским экономистом

Разгар рабочего дня. Топ-менеджеры холдинга «Русэлпром» собрались в переговорной для встречи с академиком Абелом Аганбегяном — бывшим главой Академии народного хозяйства и советником Михаила Горбачева. Владелец 30% акций холдинга Владимир Дорохин попросил его раз в квартал беседовать с руководством о макроэкономике. «Такая потребность особенно обострилась в кризис», — говорит один из участников встреч, исполнительный директор «Русэлпрома» Станислав Щербаков.

В 2009 году выручка концерна, 30% акций которого принадлежат Дорохину, упала на 24%, до 9 млрд рублей, а несколько дочерних структур «Русэлпрома» инициировали процесс банкротства. На холдинге более 2 млрд рублей долга.

Еще пару лет назад такое трудно было представить. Девять предприятий «Русэлпрома» производят больше всех в России электродвигателей для промышленных нужд (например, для лифтов и заводских конвейеров), треть генераторов и крупных электрических машин. Спешно начав скупать предприятия отрасли в начале 2000-х, чтобы заработать на инвестиционном буме в промышленности, Дорохин с 2004-го по 2008 год увеличил выручку холдинга в пять раз.

Консолидировать предприятия Дорохину помогал Анатолий Гловацкий, глава ассоциации «Росэлпром» — структуры, возникшей на обломках советского Министерства электротехнической промышленности, где Гловацкий дослужился до должности первого зам-министра. Дорохин познакомился с ним в 1996 году, когда искал покупателей на электродвигатели, полученные по бартеру за партию кофе и шоколада. «Появились молодые, шустрые ребята, которые мыслили по-другому», — вспоминает свое знакомство с Дорохиным Гловацкий, владеющий 15% акций «Русэлпрома». Было очевидно, что спрос на двигатели будет расти, — новые собственники промышленных предприятий начали вкладываться в модернизацию производства. По оценкам компании «Брокеркредитсервис», с 2004-го по 2008 год вложения одних только металлургов в основные средства превысили $32,7 млрд.

Потенциал рынка оценил не только Дорохин. Бывший член правления РАО ЕЭС Михаил Абызов, например, с 2005 года скупил более 50 сервисных и инжиниринговых предприятий, обслуживающих энергетику, и объединил их в группу E4. В это же время появился «ЭДС-Холдинг», созданный пулом частных инвесторов во главе с Рубеном Геворкяном — тем самым, который на аукционе по распродаже имущества РАО ЕЭС не пожалел 1,6 млн рублей за кресло Анатолия Чубайса. В ЭДС вошли пять заводов, производящих электродвигатели, счетчики и выключатели. Российский предприниматель Владимир Палихата создал свою компанию «Росэнергомаш» на базе трех украинских предприятий. «Все пытались быстрее отхватить куски рынка за счет покупок площадок», — рассказывает в интервью Forbes Геворкян.

«Активы подбирали по принципу одной компетенции — электрические двигатели», — уточняет свою стратегию Владимир Дорохин. В 2002 году «Русэлпром» обзавелся первой площадкой — Сафоновским электромашиностроительным заводом в Смоленской области, выпускающим высоковольтные электродвигатели для насосов, вентиляторов, лебедок. Вскоре ассортимент расширился: «Русэлпром» приобрел контрольный пакет Владимирского электромоторного завода, лидера в производстве низковольтных двигателей, и Армавирского электротехнического завода (электродвигатели для стиральных машин и холодильников).

Не все шло гладко. В 2005 году Дорохин нацелился на завод «Привод» в Пермском крае, но один из крупнейших в России производителей двигателей и турбогенераторов для добычи и перекачки нефти показался привлекательным не только ему. В последний момент гендиректор завода Виктор Тетюев развернул сделку с «Русэлпромом», Дорохин направил на «Привод» охранников. В ходе штурма заводоуправления одному из работников «Привода» прострелили живот. Завод в итоге перешел к конкурентам. Не получив доступа к заказчикам-нефтяникам, Дорохин с Гловацким обратили внимание на энергетиков — реформа РАО ЕЭС стала предпосылкой для покупки Ленинградского электротехнического завода (ЛЭЗ), выпускающего среди прочего гидрогенераторы для небольших ГЭС.

Большая часть продукции «Русэлпрома» — несложное, материалоемкое оборудование. К 2008 году портфель заказов вырос до 14 млрд рублей. Холдинг, по признанию нескольких конкурентов, даже приторговывал китайской продукцией, чтобы полностью удовлетворить имеющийся спрос. Тем более сокрушительным оказалось падение. Объем заказов на электродвигатели упал до 50%: металлурги, угольщики, энергетики первым делом порезали инвестпрограммы. «Все мало-мальски значимые проекты были заморожены», — вспоминает начало 2009 года Владимир Палихата.

Что предпринял Дорохин? Во-первых, продолжил сокращать издержки. «Мы цех обмотки из 140 человек переоснастили двумя станками. Теперь там работает человек десять, а производительность выросла раза в два», — рассказывает Дорохин о нововведениях на Владимирском заводе. Производство металлических заготовок на части заводов передано на аутсорсинг. Во-вторых, снизил цены. «Работаем везде, где есть платежеспособный спрос либо мы можем его сформировать», — говорит Дорохин.

Но основные изменения были связаны с переориентацией на поставки электрических машин в специальном исполнении, под конкретного заказчика и в комплексе с дополнительными услугами. Сегодня в ассортименте компании на долю спецмашин приходится более 50%. Дорохин запустил программу, подобную автомобильному trade-in: помогает заказчикам продать бэушное оборудование. Компания также проводит энергоаудит предприятий: сотрудники обследуют цеха заказчика и разрабатывают план ремонта и замены электромашин.

Но линейку двигателей в специсполнении расширяют сейчас все крупные игроки. А схема trade-in неприменима на градообразующих предприятиях: НЛМК, например, вряд ли решится сократить 700 сотрудников ремонтного цеха, что неизбежно при замене старого оборудования новым.

Абел Аганбегян подсказал менеджерам компании несколько новых решений. Например, каким чиновникам в Минпромторге рассказать о новой модели двигателя (пока, впрочем, из-за ее дороговизны продажи идут ни шатко ни валко). Посоветовал искать «точки роста» — территории или компании, которые даже в кризисный период имеют потенциал развития. В результате «Русэлпром» почти вдвое увеличил продажи генераторов БелАЗу — автопроизводитель «выстрелил» в кризис, заключив крупный договор с заказчиками из Индии.

На последней встрече в мае экономисту задавали вопросы о перспективах продукции «Русэлпрома» в Европе. Аганбегян объяснил, что думать нужно о другом: из-за снижения цен на энергоносители и падения курса евро в Россию начнут ввозить электромашины европейских производителей. Но у Дорохина есть шанс — по прогнозам Аганбегяна, потребность в двигателях в России в 2010 году может вырасти на 4–5%.