03.07.2010 00:00

Осторожно: горячее содержимое

Зачем доставлять пиццу в бизнес-центры? Ее можно выпекать на месте

«Стены автомата сплошь заняты стеклянными шкафчиками. Возле каждого из них щель для опус-кания «никеля» (пятицентовой монеты). За стеклом печально стоит тарелка с супом или мясом, или стакан с соком, или пирог… Человек опускает никель, получает возможность отворить дверцу, вынимает суп, несет его на свой столик и там съедает». Советские писатели Илья Ильф и Евгений Петров познакомились с работой автоматов по продаже еды в США в 1935 году. Прошло 75 лет, но бизнесмены по всему миру с неубывающим энтузиазмом пытаются приспособить технологию автоматической выдачи товаров под нужды своего бизнеса. Владелец фирмы «Экорешение» Андрей Тютчев, например, рассчитывает заработать на машинах, выпекающих пиццу.

Идея эта родилась в 2005 году, когда Тютчев занимался организацией шоу «Ледовая симфония» Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха в российской глубинке. Поздно вечером или рано утром фигуристов негде было покормить — большинство заведений закрыто. «Нужно место, где можно было бы быстро нормально поесть в любое время суток, с минимумом персонала или вообще без него. Получается, это автомат с едой», — рассказывает Тютчев.

По его заказу инженеры российской компании Sfour, которая разрабатывает и производит вендинговые аппараты, за полгода создали прототип пиццемата. Внутри устройства холодильник и печка, которая не разогревает пиццу, как микроволновка, а выпекает ее за 2 минуты при 300 градусах. Тютчев тем временем придумал торговую марку («Пицца Ща») и организовал цех по производству охлажденных заготовок: от классической «Маргариты» до «Низарды» (тунец, моцарелла и пр.).

Автоматы, впервые появившиеся в бизнес-центрах в 2008 году, пришлось долго доводить до ума, нынешняя версия — 18-я по счету. Изначально они были рассчитаны на загрузку 120 пицц, но оказалось, что за день продается не больше восьмидесяти. Чтобы узнать, сколько и каких пицц осталось, необязательно вскрывать автомат, — контролировать продажи можно со своего смартфона, загрузив специальную программу.

Как идет бизнес? Пока машины от «Экорешения» установлены в пяти местах и только в Москве. Цена 300-граммовой пиццы — 180–200 рублей. Возможно, это слишком дорого для еды из автомата. Компания «Хот-дог Вендинг», также недавно вышедшая на рынок, продает через автоматы горячие бутерброды с сосиской по 50 рублей. По словам коммерческого директора фирмы Марины Курбатовой, даже при столь низкой цене рентабельность бизнеса достигает 100%. Тютчев финансовых цифр не раскрывает, но говорит, что бизнес окупается при наличии как минимум десятка автоматов, для обслуживания которых достаточно двух человек.

Летом его партнеры из Sfour выпустят первую партию серийных пиццематов, предназначенных для продажи дилерам (цена €15 000). По словам Тютчева, уже есть договоренности о поставках в Ставрополь, Иркутск и Владивосток. Первые недели лета он каждый день лично развозил пиццу по точкам — хотел понять, какие проблемы еще не решены.

Количество точек общепита, не требующего участия человека, в России постепенно растет. «Наши покупатели — в основном крупные производители готовой еды и полуфабрикатов», — рассказывает Полина Некрасова, гендиректор компании «Сэвэн Груп», поставщика автоматов по продаже кофе и снэков, а также испанских установок Gourmet по продаже сэндвичей, пирожков и горячих обедов. Компания «Хот-дог Вендинг» — дистрибьютор американской фирмы LHD Vending Systems — пока установила восемь аппаратов, но за лето планирует запустить еще три десятка. Количество автоматов в своих кинотеатрах хочет увеличить сеть «Каро Фильм». О схожих планах говорят и в аэропорту Шереметьево: «В ближайшее время число аппаратов, расположенных в наших терминалах, превысит 150 штук». Особенно привлекательная территория для продажи еды через автоматы — учреждения, где посетителям приходится долго стоять в очереди. По словам Некрасовой из «Сэвэн Груп», лучшие результаты показывает автомат, установленный клиентом на таможенном терминале в Подмосковье.

Ильф и Петров к автоматам с едой отнеслись настороженно. «Чувствуется в этом что-то обидное, оскорбительное для человека, — писали сатирики в «Одноэтажной Америке». — Начинаешь подозревать, что хозяин автомата оборудовал свое заведение не для того, чтобы сделать обществу приятный сюрприз, а чтобы уволить со службы бедных завитых девушек в розовых наколках и заработать еще больше долларов». Проблема актуальна и по сей день: готов ли потребитель доверить автомату приготовление еды, пусть и на основе полуфабриката? Андрей Тютчев отвечает на этот вопрос утвердительно. Он уже думает об автоматах по продаже горячих супов, лапши и картошки с мясом. «За вендингом будущее фастфуда», — уверен предприниматель.

Новости партнеров