К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Цирк и не только


Дрессировщики братья Запашные создали самое успешное 
в России цирковое шоу. Как устроен их бизнес?

В подмосковном 
доме семьи Запашных есть рыцарский зал. Среди прочих экспонатов здесь выставлены два комплекта доспехов, в которых братья Эдгард и Аскольд Запашные проводили свое шоу «Камелот». Пятикилограммовые костюмы изготавливались по специальному заказу. Стоимость — €15 000. Недешево? Но это только малая часть расходов семьи известных дрессировщиков. К Новому, 2011 году семья готовит шоу «Камелот-2»; планируемые расходы, как говорит мать семейства и генеральный директор ООО «Цирк братьев Запашных» Татьяна Запашная, — $10 млн, вдвое больше, чем на первый «Камелот». Значительная часть этих денег уйдет на рекламу (телевидение, билборды, СМИ), кроме того, нужно заказать и установить дорогостоящие декорации, докупить звуковое и световое оборудование, оплатить работу специально приглашенных артистов и многое, многое другое.

По меркам российского шоу-бизнеса расходы гигантские. Но Запашные могут себе это позволить. В 2009 году, по словам Татьяны, при обороте более $15 млн чистая прибыль семейного предприятия составила $6,3 млн. Почти всю ее Запашные вкладывают в компанию, капитализируя свой бизнес.

В штате ООО «Цирк братьев Запашных» всего пять человек: гендиректор, два юриста и два администратора. При этом «активы» компании — полтора десятка тигров и львов, лошади, обезьяны, собаки, оборудование, 8 специальных фургонов для перевозки зверей, реквизит на складах и пр. — оцениваются в $5 млн. В гастрольных турах участвуют 50 приглашенных артистов, в больших новогодних шоу — втрое больше. Театрализованные шоу Запашных идут только в Москве и Питере, где живет более платежеспособная публика (билеты стоят от 300 до 3500 рублей). Представление продолжается больше двух часов с одним антрактом, цирковые номера встроены в сюжетную линию. Таких представлений Запашные дают в год не более сотни, значительная их часть приходится на период перед новогодними праздниками и на январь. Остальное время они гастролируют по России с классической цирковой программой.

 

Несмотря на финансовую независимость, братья остаются сотрудниками государственного «Росгосцирка» (бывший «Союзгосцирк», объединяет 41 стационарный цирк России), как и все работающие у них артисты. Госкомпания дает возможность выступать на принадлежащих ей цирковых площадках и берет за это с Запашных и их артистов около 400 000 рублей в месяц. «Если мы уйдем из «Росгосцирка», то нам останется только работать в шапито, — говорит Эдгард Запашный. — Чем популярнее мы становимся, тем дороже обходимся самим себе». Впрочем, стоит ли всерьез говорить о бремени ежемесячных выплат в $13 000 при выручке, измеряемой миллионами долларов?

Тридцатичетырехлетний Эдгард и тридцатидвухлетний Аскольд — четвертое поколение цирковой династии. В начале XX века на манеже выступал их прадед Сергей. Дед Михаил был борцом и акробатом. Отец Вальтер (умер в 2007-м) и дядя Мстислав — дрессировщики. Братья вышли на манеж в раннем детстве. К середине 1990-х они могли выступать дрессировщиками, канатоходцами, акробатами и жонглерами на лошадях. Вместе с отцом и матерью братья гастролировали как сотрудники «Росгосцирка». Бизнес госкомпании — гастрольный конвейер: коллективы переезжают из города в город, сменяя друг друга.

 

Вернувшись в 1996 году в Россию после трехлетних гастролей в Китае, семья оказалась не у дел: места на конвейере для нее не нашлось. Можно было зарабатывать в коммерческих программах: $100 за спектакль, 25 выступлений в месяц — утомительно, но какие-никакие деньги. Поработав в этой потогонной системе (а одновременно — и в «Росгосцирке»), братья загорелись идеей создать свое собственное шоу. Эдгард, более склонный к коммерции, познакомился едва ли не со всеми известными российскими продюсерами. Но все ставили крест на проекте сделать из цирка прибыльное шоу. Заинтересовался только Александр Цекало, впрочем, отношения с ним не сложились, и братья занялись продюсированием и поиском инвестора самостоятельно.

Для начала Запашные решили поучиться у частных прокатчиков, нанявшись в коммерческий коллектив и проехав с гастролями по городам Сибири. Весной 2003-го братья созвали семейный совет. «После долгих уговоров мама наконец согласилась зарегистрировать собственную фирму», — вспоминает Эдгард. Теперь семья могла заключать прямые договоры с цирками, минуя «Росгосцирк». Большую часть накопленных $120 000 Татьяна Запашная потратила на рекламу — плакаты и набор фотографий цирковой семьи. Продукция продавалась в фойе перед представлениями и пользовалась успехом, но первые гастроли с треском провалились. Публика не пошла на шоу в Ставрополе (в городе, соседствующем с кавказскими республиками, тогда сложилась напряженная обстановка) и в Ярославле (время гастролей было выбрано неудачно — в начале мая горожане уехали на дачи). После первых провалов Татьяна стала осмотрительнее. «Я уже не заклеиваю бездумно город афишами. Теперь даю рекламу избирательно, например, когда домохозяйки смотрят сериалы или просыпаются дети», — говорит продюсер. Летом труппа выступает в больших городах, а города поменьше оставляет на начало осени, когда сборы традиционно высоки.

К 2005 году коллектив вышел на окупаемость, а два с половиной года назад Запашные впервые осмелились на новаторство — вышли с цирковой программой за пределы арены. К Новому, 2008 году они подготовили шоу «Цирк братьев Запашных в Лужниках». Сценарий, как и для последующих представлений, придумывали сами, маркетингом каждого проекта занимается приглашенная команда. В больших проектах у семьи есть партнер — около 40% принадлежит бывшему главному администратору Большого московского государственного цирка на проспекте Вернадского Павлу Новикову. Аскольд Запашный выполняет функции режиссера и сценариста — для шоу в Лужниках он установил два манежа для параллельной работы артистов. В шоу кроме циркачей участвовали балетные танцоры. При затратах около $1 млн три десятка представлений принесли доход $1,5 млн.

 

И что не менее важно, о шоу Запашных заговорили. «Запашным удалось привлечь внимание разных социальных слоев. У них животные в хорошей форме, а сами они настоящие артисты с цирковой школой», — говорит Олег Чесноков, генеральный продюсер частного театрально-циркового шоу «Кракатук» (около 1000 спектаклей за шесть лет). За животными у Запашных присматривает 20 человек, при необходимости из Московского зоопарка приходят ветеринары. Гордость Запашных — хищники (16 тигров и львов), они съедают ежедневно примерно 145 кг мяса.

«Запашные — революционеры, они вышли за рамки привычного манежа», — отмечает дрессировщица тигров из Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Карина Багдасарова. Она и ее брат Артур принадлежат к династии дрессировщиков, и они планируют запустить собственное шоу через пару лет. Всего же в России существует с десяток популярных частных цирковых коллективов, например цирк «Сафари» Сергея Нестерова и цирк на льду Яны Шевченко. Все артисты, как и Запашные, платят «Росгосцирку» за возможность выступать на его площадках.

Подготовка второго шоу «Камелот» обошлась Запашным и партнеру уже в $5 млн, из них $1,2 млн потратили на рекламу и маркетинг. Основу бюджета составила прибыль от первого шоу в Лужниках плюс заработки от гастролей в течение года — около $200 000 с каждого города. К тому времени в успех шоу Запашных поверили продавцы билетов. Они выплатили аванс, который покрыл 20% затрат на подготовку. Результат: в Москве шоу посмотрели 280 000 зрителей, в Петербурге — около 100 000. Чистая прибыль «Камелота» — около $2,5 млн. (Для сравнения: затраты на постановку «Кракатука» составили около $6 млн, максимальная прибыль от гастролей в одном городе — $300 000, уже шесть лет его показывают в восьми-десяти городах, шоу окупилось за несколько лет.)

В конце 2008 года — к выходу «Камелота» — братьями были выпущены две авторизованные книги «Камелот. Осколки легенд» и «Как мы дрессируем собак». Благодаря «Камелоту» и последующим новогодним шоу популярность Запашных сильно выросла. Им стало намного проще договариваться со спонсорами во время гастролей в регионах (за счет спонсорской рекламы сейчас покрывается около четверти гастрольных затрат). Например, на период выступлений в Кирове Татьяна Запашная заключила контракт с «Билайном», а в Екатеринбурге местный мясокомбинат в обмен на рекламу поставлял мясо для животных. Тем не менее риск провала по-прежнему существует. Не так давно Запашные были с гастролями в Магнитогорске, где публика почему-то плохо шла на представления. Продавцы билетов рассказали, что жители города (в большинстве своем работники «Магнитки») в период проведения шоу ждали выплаты зарплаты. Но перенести даты выступлений было уже невозможно из-за плотного графика.

Через год после выхода первого «Камелота», в декабре 2009-го, Запашные подготовили шоу «Садко» (бюджет вырос до $7 млн). В столице шоу прошло успешно, за две недели было продано 250 000 билетов. А в Петербурге удалось только окупить затраты на перевозку из Москвы — $1 млн. Татьяна объясняет это разыгравшейся в Питере к моменту концертов эпидемией гриппа — горожане боялись идти на массовые мероприятия. «Люди, видимо, ждали продолжения брутального «Камелота», а «Садко» — семейная сказка», — добавляет она.

 

К Новому, 2011 году семья решила вернуться к проверенной теме. Для «Камелота-2» уже куплено дополнительное световое оборудование и несколько экранов. И хотя постановки как таковой еще нет, Татьяне удалось оплатить за счет продажи спонсорских пакетов и авансовых платежей продавцов билетов около 15% затрат на его подготовку (общие затраты — $10 млн). Запашная говорит, что уже есть заявки на покупку 120 000 билетов.

Новогодние шоу приносят ООО «Цирк братьев Запашных» около 70% прибыли, однако отказываться от «крыши» «Росгосцирка» и соответственно от гастролей братья не собираются. Гастроли — это и гарантированный доход, пусть и небольшой, и своеобразная подушка безопасности, которую можно использовать, если дорогостоящее шоу провалится. Показывать «Камелота» и «Садко» в середине года братья не отваживаются (не факт, что столичная публика пошла бы на спектакль не один раз в году, как сейчас, а два или три), а возить дорогостоящее шоу по регионам нет смысла — не окупится: билеты на представление Запашных во время обычных цирковых гастролей стоят всего 200–600 рублей.

Еще одна важная причина, по которой Запашные не хотят уходить из «Росгосцирка», — крыша над головой животных. У ООО «Цирк братьев Запашных» нет стационарного помещения для них. В течение года хищники, лошади и другие звери путешествуют по автомобильным дорогам в специальных фургонах (максимальный дневной перегон — 500 км) или живут за кулисами цирков, входящих в систему «Росгосцирка».

Братья остаются дрессировщиками, и это вынуждает их соблюдать законы жанра. «Страх — очень важная составляющая нашей профессии, — говорит Эдгард. — Именно страх позволяет мне чувствовать те сантиметры, на которые я могу приблизиться к хищнику, и, улыбаясь зрителю, ощущать, что происходит за спиной». В бизнесе умение оценивать риск — не менее важное качество, и здесь Запашные рисковать не хотят.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+