Забыв про календарь | Forbes.ru
$58.47
69.16
ММВБ2160.16
BRENT63.16
RTS1159.11
GOLD1289.62

Забыв про календарь

читайте также
+577 просмотров за суткиВера в себя. Forbes составил новый рейтинг директоров-капиталистов +1341 просмотров за суткиОвдовевшие, богатые и щедрые: принципиальная девственница Оливия Сейдж и ее $60 млн +8740 просмотров за суткиМиллиардер Керимов выходит под залог €5 млн и остается во Франции +2970 просмотров за суткиГибель «сибирского экспресса»: что потеряет мир и мировая опера с уходом Дмитрия Хворостовского +1203 просмотров за сутки«Онэксим» Михаила Прохорова потребовал 1,4 млрд рублей от «Открытие Холдинга» +1672 просмотров за суткиУкраина обогнала Россию по ценовой доступности Интернета +30614 просмотров за суткиНе только Ницца: чем известен хозяин виллы, из-за которой задержали Сулеймана Керимова +11650 просмотров за суткиМиллиардер Росс Перо рассказал, как великие идеи приводят к богатству +12593 просмотров за суткиМИД потребовал объяснений по поводу задержания миллиардера Керимова +3834 просмотров за суткиОблигации вместо депозитов. Почему россияне переводят деньги из банков на фондовый рынок +205 просмотров за суткиОбъявлены финалисты международного конкурса «Предприниматель года» +2687 просмотров за суткиДвижение вслепую. Что не так с концепцией наземного метро Москвы +4151 просмотров за суткиВ кедах, джинсах и на частном самолете. Как изменилась аудитория бизнес-джетов в России +9486 просмотров за суткиGoogle призналась в постоянной слежке за смартфонами на системе Android +19306 просмотров за суткиСамые дорогие имена мирового спорта 2017. Рейтинг Forbes +2440 просмотров за суткиЖилье под вопросом. Подорожает ли ипотека из-за новых требований ЦБ +13459 просмотров за суткиМиллиардер Керимов потерял больше $100 млн после задержания во Франции +31235 просмотров за суткиПутин делает ход: как президент борется с кланово-олигархическим капитализмом +2724 просмотров за суткиНовосибирские ученые доказали: свет лечит от депрессии и помогает худеть +16060 просмотров за суткиНовогодние индексы Набиуллиной. Цены на «Оливье» растут, «селедка под шубой» дешевеет +10510 просмотров за суткиНа вкус и цвет: самые высокооплачиваемые модели. Рейтинг Forbes — 2017
03.08.2010 00:00

Забыв про календарь

Алексей Зимин Forbes Contributor
Почему в России нет культа сезонных продуктов?

Каждый год я и еще сто миллионов жителей РФ по многу раз сталкиваемся с необъяснимым. Точнее, не сталкиваемся с объяснимым. Вот, допустим, наступает месяц август, знаменитый арбузами и яблоками, но реакцию большинства магазинов и ресторанов на этот факт можно корректно назвать очень сдержанной. То есть понятно, что в какой-то момент яблоки и арбузы нового сезона появляются на прилавках, но никакого движения, никакого особого ажиотажа в этой связи нет. А ведь это очевидные вещи — горами арбузов перегорожены автомобильные магистрали, и там же рядом где-то крестьяне с ведрами яблок стоят. И на колхозных рынках удельный вес местных яблок по сравнению с голландскими значительно повышается. Но все это в рамках роевой жизни. Организации, в процессе работы которых планирование, система дат занимает важнейшее место, не желают поддерживать ключевой для торговли продуктами питания принцип сезонности.

Представьте себе, если бы подобным образом вели себя, например, производители кинематографических блокбастеров или компания Apple. Допустим, Стив Джобс или Стивен Спилберг придумали очередной «айфон» или новую серию «Парка Юрского периода», но решили не увязывать эти затеи с датами в календаре. И новая модель телефона, и сага о динозаврах вышли безо всякого анонса и шума. Конечно, рано или поздно все бы об этом узнали, но динамика продаж едва ли была бы ошеломительной.

Всякий знакомый с журнальным или книжным делом знает, что большая часть тиража продается в первые недели, а чаще даже дни после выхода нового номера или новой книжки. Существует, разумеется, институт лонгселлеров, дистрибуция которых размазана ровным слоем по всей длине календаря, но продукты в большинстве своем субстанция скоропортящаяся и ждать не могут. Однако никто и никак практически не увеличивает себе финансовый поток простым и естественным способом. Гораздо проще провести в магазинах дни итальянской кухни или испанский фестиваль, чтобы существенно повысить продажи бесконечно долго по сравнению с арбузами хранящегося оливкового масла.

Календарный цикл — даже в условиях супермаркета и маленького мира, связанного сетью авиаперевозок, — не фикция. Одни продукты лучше в мае, другим больше подходит июль. География, природные условия — факторы, неотменяемые даже самой либеральной кредитной политикой международных валютных фондов и существованием ВТО.

Россия не самая выдающаяся в огородном смысле местность, но качество некоторых продуктов в определенные месяцы у нее вполне конкурентоспособное. И даже если отбросить патриотическую риторику, акценты на календаре, как уже было сказано, сами по себе могут давать коммерческие результаты. В апреле в широкой продаже появляется черемша, в мае — редиска, в июне — крыжовник, клубника и т. д. и т. п. В Англии, которая еще два десятилетия назад была черным пятном на гастрономической карте мира, существуют специальные декреты, согласно которым регулируется время продажи спаржи, чего уж говорить о более продвинутых в кулинарном смысле территориях вроде Франции.

Войдя в июне в любой из магазинов британской сети, неважно какой — Waitrose, Sainsberry или Tesco, — покупатель моментально узнает о том, что сейчас время покупать черешню, что есть капуста нового сезона, что спаржа, выращенная на острове Мен, доживает последние дни своего пика, и поэтому те, кто хочет сполна получить от ее вкуса, должны поторопиться с покупкой. Если на фермах Шотландии и Уэльса начали резать молодых барашков, то вы тут же увидите на мясных прилавках упаковки ягнячьих ребрышек с лейблом new season lamb.

Гастрономический календарь вносит ритм в человеческое существование, и он помогает поддерживать ритм ритейла. На фоне новизны, а следовательно, модности, потому что всякая новизна, даже повторяющаяся, в современном мире проходит именно под знаком моды, покупатели покупают больше вина и прочей бакалеи. Самый известный в мире вин календарный трюк с молодым божоле показал, как можно извлечь максимальную выгоду из одной красной даты. Право слово, что такое божоле нуво по сравнению с тамбовской картошкой или луховицким огурцом, собранным в нужное время. Но где, от кого нам узнать про нужное время?

Автор — главный редактор журнала «Афиша-Еда»

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться