03.09.2010 00:00

Выбор редакции

Деньги из воздуха

Дмитрий Медведев дал резко отрицательный отзыв на законопроект, позволяющий частным компаниям проводить техосмотр и одновременно предлагать услуги по ремонту автомобиля. По мнению президента, в отмеченном совмещении контрольных и сервисных функций «велика коррупционная составляющая». Мол, «недобросовестные компании» могут в этом случае начать выявлять несуществующие неисправности и брать за ремонт автомобиля дополнительные деньги.

Для тех, кто в курсе дела, абсолютно ясно: системы государственного технического осмотра в России (во всяком случае, в Москве и других крупнейших городах) просто не существует.

Для сравнения: система государственного надзора над соблюдением правил дорожного движения, безусловно, коррупционна, необъективна, некачественна, неодинакова по отношению к разным участникам дорожного движения, но она реально существует. Любой водитель прекрасно понимает, что стандартное нарушение ПДД вроде проезда на красный с определенной вероятностью приведет к потере нервов, времени и денег. Здесь сохранена обратная связь между корректностью транспортного поведения и его материальными последствиями. При всех дефектах надзорной системы она отлавливает (и штрафует) определенную долю истинных нарушений и, честно говоря, весьма редко преследует за выдуманные.

Совершенно иная ситуация с государственным техническим осмотром. Никакой связи между ответственным отношением к техническому состоянию своего автомобиля и деньгами (временем, нервами), потребными для получения талона ТО, увы, давно не существует. Статистически достоверную выборку на эту тему представляют, к примеру, «ведра с гайками», выполняющие роль ночных московских такси: на ветровом стекле всех этих груд металлолома непременно красуется талон с цифрами «2010». Самое обидное, что «бомбила» приобретает его там же и примерно за те же деньги, что и законопослушный владелец свежей и вполне исправной иномарки, вынужденный вступать в малоприятные для него коррупционные связи.

— Михаил Блинкин


Проверка на лидерство

Сегодня, когда все говорят о реформе правоохранительных органов, стоит освежить в памяти рекомендации ученых об управлении изменениями. Если они не помогут провести реформу, то хотя бы помогут предметно оценить усилия властей на этом нелегком пути.

Классикой жанра стала технология гарвардского профессора Джона Коттера (автора книги Leading Change, в русском издании «Впереди перемен»), впервые изложенная в Harvard Business Review в 1995 году. За 15 лет она не устарела, статью продолжают цитировать и включать в различные сборники.

По Коттеру, любая реформа должна состоять из восьми основных этапов.

1) Осознание безотлагательности перемен.

2) Создание мощной команды, которая возглавит реформу.

3) Выработка концепции реформы и/или стратегии ее реализации.

4) Донесение до всех концепции реформы.

5) Создание условий для работы по-новому.

6) Достижение заметных промежуточных результатов.

7) Закрепление результатов и постановка новых масштабных целей.

8) Закрепление новых методов работы.

Реформа милиции началась в полном соответствии с рекомендациями Коттера. Девятый вал информации о милицейских злоупотреблениях, который накрыл нас в последний год, очень похож на «Осознание безотлагательности перемен». «Всенародное обсуждение» закона о полиции, затеянное сейчас, не что иное, как «донесение концепции»: пресса поднимет новую волну и хотя бы через комментарии доведет до масс суть закона. 
Как и следовало ожидать, с этими двумя пунктами у кремлевских функционеров никаких трудностей не возникло — в деле пропаганды они большие мастера. Вопрос в том, справится ли Кремль с вопросами сущностными?

— Елена Евграфова

Полностью эти и другие колонки наших авторов читайте на сайте www.forbes.ru

Новости партнеров