Как стартап из Ульяновска стал глобальным игроком
Победителем конкурса стартапов «Бизнес-проект 2010», который Forbes провел вместе с компанией Google, стал проект Ecwid 30-летнего предпринимателя из Ульяновска Руслана Фазлыева, запущенный 25 сентября 2009 года. Ecwid — платформа для создания интернет-магазина за 5 минут прямо на сайте пользователя или на его странице в социальной сети. Сервис уже установили у себя 25 000 пользователей по всему миру. Российских клиентов — только 7%. Кто ваши потребители?
Кто угодно. В ЮАР во время чемпионата мира по футболу люди встраивали Ecwid в свои профили в соцсетях, чтобы продавать вувузелы. Есть восьмилетний мальчик в Америке, который торгует комиксами. Много организаторов конференций и разных мероприятий — установив Ecwid, они могут сами продавать билеты, не обращаясь к посредникам. На Россию пока приходится всего 7% клиентов, но мы сайт на русском языке создали только под ваш конкурс. Считали, что важнее сначала стать глобальным игроком, а локализовать проект мы всегда успеем.
Как получилось, что проект, у которого нет мировых аналогов, родился в Ульяновске?
У меня была девушка, у нее был богатый папа, и она не собиралась никуда уезжать. Так что мне надо было стать богатым, не уезжая из Ульяновска. Я бросил институт и начал бизнес. Тогда я мечтал зарабатывать хотя бы $400, но уже через месяц получилось гораздо больше. (В 2002 году Фазлыев основал компанию «Креативная разработка», которая создает софт для интернет-магазинов. — Forbes). Но тем, что мы начали делать 10 лет назад, сейчас занимаются сотни компаний. Это подстегнуло к созданию нового стартапа. Тех, кого взял в команду Ecwid, деньгами не переменить — мы создавали продукт, которым будут пользоваться люди по всему миру, изначально писали все на английском. Думаю, в Кремниевой долине подобная идея меньше стимулировала бы людей, чем в Ульяновске.
Верили в успех?
Мы были уверены, что Ecwid сразу выстрелит, ждали шквала аплодисментов. Но когда выложили релиз, в первый день зарегистрировалось всего 70 пользователей. Я, к счастью, вспомнил, что FedEx в первый день тоже отправил всего три посылки. Мы работали, работали, и куча пользователей вскоре появилась.
А что с монетизацией?
То же самое. Пока на платные аккаунты — это $17 в месяц — перешло всего 400 пользователей. Мы проанализировали, почему так. Сейчас наращиваем разницу опций между бесплатным и платным аккаунтом — например, SEO-оптимизация, более быстрая доставка контента за счет того, что он лежит на ближайшем сервере. Мы видим, что продажи в интернет-магазинах клиентов растут, надеемся, вырастут и суммы, которые они готовы тратить на наш сервис.
Можете в двух словах объяснить, в чем суть технологии?
Ecwid — первая 100-процентная AJAX-карта, построенная на технологиях, которые появились совсем недавно. Я хотел сделать нечто подобное еще в 2004 году, но это было невозможно физически. Не проблема написать такую штуку, как Ecwid, например на языке JavaScript. Но проблема, чтобы она на разных браузерах одинаково работала. Ecwid интегрирован даже с соцсетями. Социальный шопинг, кстати, сейчас очень большой тренд.
Какие еще тренды интересны?
Основной прирост сейчас дают пользователи, которые заходят в интернет с мобильных устройств. Особенно в развивающихся странах, где не у всех есть компьютеры. Африканцы страхуют посевы с помощью SMS, а Nokia даже выпустила телефон, который подзаряжается от велосипеда при езде.
Инвесторов привлекать собираетесь?
Пока я вкладываю в Ecwid свои деньги. Инвесторов западных ищем, но нам интереснее не деньги, а экспертиза, помощь в построении глобального бизнеса.
Рассчитываете много заработать?
Для меня конкуренция не вопрос денег. Моя марка должна победить, а деньги — это, условно говоря, очки в игре. Поэтому их хочется все больше и больше. А вовсе не для того, чтобы машину подороже купить.
Та девушка, кстати, вашей женой стала?
Да, конечно.