03.01.2011 00:00

Место на карте

Алексей Зимин Forbes Contributor
Вопрос «ты где?» скоро отпадет сам собой за ненадобностью

Социальные сети постепенно сужают сферу интимного, и скоро, кажется, не должно остаться ни одной экзистенциальной пяди, которую нельзя было бы прогуглить. Еще 10 лет назад никто и представить не мог, до какой степени эксгибиционизма могут доходить вполне нормальные люди. Семейные фотографии, дневниковые записи — все это нынче вполне доступно в мириадах вариантов. Последнее всеобщее увлечение — геотегинг, привязка информации к месту, где находится субъект действия. То есть человек не только пишет на своей страничке в социальной сети, что сидит в кафе, — он еще подключается к GPS и регистрирует свое пребывание на карте.

Главный сервис, который предоставляет такую услугу, называется Foursquare. У него миллионы подписчиков. Есть также сервис Altergeo, работающий по похожей модели. Если подписчик сервиса проявит настырность и будет регистрироваться в какой-то точке чаще других, он может стать виртуальным мэром этого места на карте.

История возникла в среде нью-йоркских тусовщиков, довольно быстро за этот сервис ухватились рестораторы, потому что частота регистраций повышала рейтинг места в модных кругах. Аналогичный сервис уже работает в США и Западной Европе у Facebook, из-за чего лента друзей у тех, кто имеет знакомых за границей, теперь похожа на ресторанный справочник.

Серьезного маркетингового смысла в этих затеях для русских ресторанов пока не видно. На страничке кафе Ragout в сервисе Foursquare несколько сотен регистраций и даже есть девушка-мэр, которая пока никак не распоряжается своей виртуальной властью. У меня есть знакомые рестораторы, которые пытаются взять функции мэра на себя, регистрируясь при каждом приходе на работу, но, какой в этом смысл, неясно. Тем более что по одному и тому же адресу можно регистрировать несколько мест.

Гипотетически все это может работать как навигатор, если броуновское движение публики превращается в настоящий пчелиный рой. То есть, находясь в определенной точке пространства, ты заходишь в геосервис и тут же узнаешь, где сидит кто-то из твоих знакомых, во сколько начинаются «счастливые часы», есть ли свободные столики и прочая, и прочая, и прочая. На словах примерно к такому развитию событий все и идет. Если поженить трехмерные карты «Гугл вью» с «Википедией», мишленовским, загатовским и прочими ресторанными справочниками, добавить к этому социальную сетку Facebook, то на выходе может получиться действительно универсальный способ информирования. Есть также разработки, согласно которым к геосервисам планируют подключить различные демографические поисковики, с помощью которых геи смогут обнаруживать за соседними стликами геев, патриоты — патриотов, а искатели приключений любого свойства — находить их себе на голову. Другое дело, что пока все это работает в режиме информационного шума и мышиной возни. Так, забавная идея рекламы на асфальте в Москве превратила тротуары на центральных улицах в многослойные доски объявлений. Вот и для социальных сетей, работающих с пространственной ориентацией, есть опасность, что единственным разумным выходом для человека станет реакция Петьки из пелевинского «Чапаева и Пустоты» (на вопрос Василия Ивановича «Петька, ты где?» — ответом было «Нигде»).

В конце концов, главный недостаток социальных сетей в их достоинстве — открытости и общедоступности. И наладить первичную коммуникацию для ресторана только половина дела. Следующий этап после того, как человек тем или иным образом попал к тебе за стол, — разговор через меню. Но о том, какие проблемы возникают при переводе запахов и вкусов на язык печатной страницы, — в следующий раз.

Новости партнеров