03.01.2011 00:00

Экономика

Forbes
Олег Цывинский Forbes Contributor, Сергей Гуриев Forbes Contributor
Как не потерять десятилетие и не погрузиться в затяжной период стагнации по образцу брежневского застоя

Проблемы

Что опаснее для экономики — кризис или замедление темпов роста? Большинство читателей ответит: конечно же, кризис. Российский ВВП в 2008 году упал на целых 8%. Но давайте представим, что экономический рост в России в 2010-е годы будет вдвое ниже, чем в предыдущем десятилетии, то есть упадет с 7% до 3,5%. Это вполне реальная перспектива: успехи нулевых годов не гарантируют продолжения быстрого роста после кризиса, ведь все источники докризисного роста исчерпаны. Для замедления роста до 3,5% в год достаточно всего лишь стабилизации мировых цен на нефть.

В нашей статье в книге «Россия после кризиса» мы обсуждаем результаты целого ряда исследований, которые показывают, что примерно половина докризисного роста объясняется именно ростом цен на сырье. Кроме того, в докризисное десятилетие экономика росла с низкого уровня и использовала незагруженные мощности и недозанятую рабочую силу, так что даже 3,5% — это скорее оптимистичный прогноз для 2010-х годов.

Казалось бы, 3,5% в год — вполне достойный показатель по сравнению с развитыми странами. В ближайшие годы экономика США будет, скорее всего, расти с темпом не выше 2,5% в год, а европейская экономика — максимум на 1,5% в год. Но такое замедление роста означает, что экономика за 10 лет вырастет не на 97%, а всего лишь на 41%. Будет потеряно почти 40% роста, что равно четырем (!) кризисам. Вместо того чтобы в 2020 году сравняться с нынешним уровнем ВВП на человека в Италии (и даже опередить его), Россия в 2020 году достигнет всего лишь уровня нынешней Словакии.

Таким образом, главная угроза для экономики России в десятые годы — соскользнуть в «потерянное десятилетие».

Что делать

Главным виновником замедления роста является плохая экономическая политика. Для возобновления быстрого роста нужны инвестиции, а для инвестиций необходим «инвестиционный климат» — защита прав собственности, независимая и эффективная судебная система, открытость и конкуренция.

Россия может выбрать один из двух путей: (1) непростые экономические реформы, которые заложат основы повышения темпов экономического развития, или (2) «сценарий 70–80» — с ценами на нефть $70–80, отсутствием реформ и десятилетием стагнации по образцу брежневского застоя 70–80-х годов прошлого века.

Для быстрого роста не надо никаких экстраординарных мер: многие из реформ были в списке первоочередных экономических задач еще в 2000 году. Тогда был план (так называемая Программа Грефа), принятый российским правительством в самом начале первого президентского срока Путина в качестве официальной стратегии на 2000–2010 годы, но подавляющую часть пунктов этого плана так и не выполнили.

Нужна не новая программа реформ, а создание стимулов к ее исполнению. На этом пути нас ждут препятствия, характерные для всех стран, страдающих от сырьевой зависимости: сторонников преобразований в правительстве мало, а людей, заинтересованных в ресурсной ренте, много. Стимулировать реформы можно при двух условиях: наличии критической массы заинтересованных сторон и внешней точки опоры. Критическую массу потенциальных сторонников реформ можно обеспечить двумя основными способами. Первый — приватизация больших компаний. Новоиспеченные собственники будут знать, что их успех напрямую зависит от создания рыночных институтов. Второй способ — дальнейшее (и решительное) дерегулирование малого бизнеса, призванное обеспечить его широкое распространение и развитие. Малый бизнес — самый рьяный поборник принципов конкуренции, защиты прав собственности и обеспечения исполнения контрактов. Как только наберется достаточное количество владельцев малых предприятий, они составят мощное лобби, выступающее против коррупции и грабительского бюрократического регулирования бизнеса.

Следующим ключевым шагом должен стать поиск внешней опоры для осуществления реформ. Страны Центральной и Восточной Европы, приступая к проведению институциональных изменений, опирались на членство в Европейском союзе. Россия лишена столь надежного якоря. Но даже вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) и ОЭСР могло бы оказать существенную помощь.

«Сценарий 70-80» — это сценарий сохранения статус-кво. Но эта система не выдержит еще одного экономического кризиса. У России уже не будет за спиной хоть сколько-то продолжительного периода непрерывного быстрого развития экономики, а ведь именно такой период в свое время позволил ей частично наверстать отставание от стран — членов ОЭСР и сформировать значительные резервы, спасшие экономику во время последнего кризиса.

Единственным выходом из создавшегося положения нам представляются экономические реформы.

Что тормозит экономику

США (после Великой депрессии)

Период 1933–1939 годы

Причины Антирыночная политика президента Франклина Делано Рузвельта: усиление монополий, усиление профсоюзов.

Замедление роста Без экономической политики Рузвельта экономика восстановилась бы в 1933-м, а не в 1939 году.

Япония («потерянное десятилетие»)

Период 1990-е годы

Причины Политика государства по поддержанию «зомби» — неэффективных банков и компаний, которые должны были обанкротиться.

Замедление роста Япония росла в 1990-е годы всего на 0,5% в год (для сравнения: в США среднегодовой рост равнялся 2,6%).

Латинская Америка (столетие нестабильности и отставания)

Период 1900–2001 годы

Причины Низкий рост производительности из-за роста барьеров для конкуренции.

Замедление роста В 1900 году ВВП на человека в Латинской Америке составлял 29% от уровня США. К 2001-му отставание увеличилось — душевой ВВП упал до 22% от уровня США. За этот же период страны Азии сократили разрыв с США с 16% до 57% ВВП в 2000-м, Европа — с 40% до 67%.

Новости партнеров