Допустимые перегибы | Forbes.ru
$58.79
69.3
ММВБ2152.41
BRENT63.38
RTS1153.32
GOLD1254.96

Допустимые перегибы

читайте также
Ставки вниз. Москва опустилась в рейтинге самых дорогих офисов мира на 23 место +35 просмотров за суткиОтменить смерть. Может ли человек бросить вызов своим генам +2176 просмотров за суткиУ миллиардера Михаила Прохорова могли зависнуть деньги на Кипре +5861 просмотров за суткиПрезидент шутит. Как менялся юмор Владимира Путина +844 просмотров за суткиДеньги в космос: японский стартап привлек рекордные $90 млн для полета на Луну +1485 просмотров за суткиНаше золото. Российские специалисты стали популярнее за рубежом +3884 просмотров за суткиПонять и простить. Кто воспользуется налоговой амнистией Владимира Путина +290 просмотров за суткиРежиссер Димитрис Папаиоанну: «Обнаженное тело — повод для восхищения» +1883 просмотров за суткиНазад к сберкассе. Bank of America считает, что россиянам достаточно 40-50 банков +8648 просмотров за суткиВиртуальная ценность. Почему биткоин не стоит вашего внимания +1719 просмотров за суткиБлокчейн в Кремниевой долине: русские, анархия и новые требования к ICO +1465 просмотров за суткиМиллиардер Керимов вложился в акции Snapchat до выхода компании на IPO +561 просмотров за суткиЧиновников — в шахты: история госсобственности в добывающей промышленности +1355 просмотров за суткиЗимние метаморфозы: 5 коротких дубленок +3207 просмотров за суткиПутин пообещал простить должников и не повышать налоги до конца 2018 года +14756 просмотров за сутки$1 млрд на боксе. Флойд Мейвезер рассказал Forbes про биткоин, Владимира Путина и «русскую семью» +1443 просмотров за суткиПутин оценил поведение Саакашвили и политику Киева +1830 просмотров за суткиПутин назвал ошибкой назначение Родченкова в спортивную систему России +5095 просмотров за суткиСуд отказался возвращать Siemens газовые турбины из Крыма +447 просмотров за суткиМеханический продавец: как сохранить человечность в онлайн-торговле +1605 просмотров за суткиУйти, хлопнув дверью: недобросовестным переговорщикам придется платить
03.02.2011 00:00

Допустимые перегибы

Иван Просветов Forbes Contributor
Даже обычная рекламная листовка может стать основой бизнеса. Все зависит от того, как ее сложить

Эти рекламно-информационные книжечки вам могут вручить в банке, на вокзале, в салоне сотовой связи, одежном магазине и музее. Многократно сложенный и снабженный обложками лист бумаги легко умещается в кошельке или кармане джинсов. За месяц по России расходится 2 млн таких листовок. Все они выпускаются одной компанией — Z-Card Russia.

«Я всегда старался идти в том направлении, где никого еще нет», — говорит Юрий Цеберс, гендиректор и соучредитель Z-Card Russia. До 2004 года он владел компанией Mediasign — издавал журналы «Тюнинг автомобилей», Digital Photo, Play, Т3. В свое время они действительно были первыми в своем роде. Но за 11 лет работы, как рассказывает Цеберс, накопилась усталость. Поэтому когда инвестфонд Camden Partners предложил ему продать бизнес, Юрий долго не раздумывал. Он уже представлял, чем займется.

Все свои журналы Mediasign печатала в финской типографии Scanweb. Однажды директор ее российского представительства Александр Максимов показал Цеберсу пакет книжек-раскладушек, набранных во время поездки в головной офис. Максимов собирался уходить из Scanweb и предложил идею для совместного бизнеса: печатать такую продукцию. На Западе эти книжечки — так называемые зет-карты — давно вошли в обиход, но в России были абсолютной новинкой.

Зет-карты придумал британский журналист Джордж Макдональд, которому надоело во время командировок кое-как складывать и рассовывать по карманам расписания рейсов, карты городов и т. д. В 1988 году он запатентовал новый тип бумажного носителя и заказал инжиниринговой фирме разработку производственного оборудования. Три года спустя Z-Card Ltd. выполнила первый заказ, а к 2005 году обзавелась представительствами более чем в 60 странах мира и отпечатала миллиардную по счету зет-карту.

Каждое представительство Z-Card — дочерняя или самостоятельная компания — получало эксклюзивные права на выпуск зет-карт вместе с патентной защитой (и отчисляло определенный процент от продаж). Юрию Цеберсу это пришлось по душе. «Нет конкурентов — нет угрозы ценового демпинга, традиционного для рекламной полиграфии. Значит, можно спокойно зарабатывать», — поясняет он.

Партнеры связались с головным офисом Z-Card и в феврале 2005 года были приглашены на переговоры с Макдональдом. Оказалось, британцы неоднократно получали запросы от российских предпринимателей, но до Лондона никто из них так и не добрался. Цеберс и Максимов добрались — они просидели несколько часов с Макдональдом в ресторане, разговаривая о жизни и бизнесе; никакие детали контракта не обсуждались. К удивлению россиян, на следующий день их пригласили в офис Z-Card заключать договор: в обмен на эксклюзив Цеберс и Максимов подписались под планом продаж. В частности, обязались в 2006 году изготовить 10 млн карт.

Бывший издатель вспоминает, в какой эйфории они с партнером возвращались в Москву. Казалось, что оригинальный продукт всем неизбежно понравится. Сотрудники Z-Card Russia разослали образцы по десяткам тысяч корпоративных адресов. Результат был удручающий: первого клиента они заполучили лишь через полгода. Международный московский банк заказал 10 000 карт, заплатив 210 000 рублей. Потенциальных клиентов отпугивала дороговизна и срок исполнения заказа — более месяца (карты печатались за границей). Ясно было, что необходимо срочно открывать производство в России.

Часть оборудования они купили за наличные, самую дорогую машину взяли в лизинг. В мае 2006 года Z-Card Russia снизила цены вдвое и проблема привлечения клиентов была решена. За 2007 год компания изготовила 10 млн карт, а к августу следующего года вышла на выпуск 2 млн карт в месяц. Накануне кризиса Цеберс и Максимов приобрели в лизинг новую печатную линию.

В сентябре 2008 года рынок встал — Z-Card Russia не получила ни одного заказа. «Первая мысль: ну вот, попали!» — рассказывает Цеберс. «Но мы были опытными, понимали, что это еще не конец», — добавляет его партнер. Им повезло: кредитовавший их «МКБ-Лизинг» согласился на реструктуризацию платежей. Около 20% прежних клиентов остались с Z-Card Russia, компания продолжала искать новых. В среднем удавалось продавать 300 000 карт в месяц.

Два года спустя все вернулось на круги своя. Цеберс до сих пор удивляется: заказы хлынули будто плотину прорвало. За октябрь-ноябрь 2010 года его компания выпустила около 4 млн карт. «Это эффективный носитель, — замечает Марина Оганисян, руководитель отдела рекламы сети магазинов Henderson, заказывающих зет-карты четвертый год подряд. — Буклет или листовку покупатель возьмет и выбросит, зет-карту сохранит. У меня самой в сумочке есть несколько таких карт».

Изобретательность Z-Card Russia ограничена лишь параметрами оборудования. К зет-карте, например, можно приклеить кармашек для дисконтной карты, пробника духов или соевого соуса и даже одноразового теста на употребление наркотиков (был у Z-Card Russia и такой заказ). По словам Александра Максимова, компания постоянно сталкивается с имитаторами своей продукции, но предпочитает не судиться, а переманивать их клиентов. Как правило, это удается.

Производственные инвестиции Z-Card Russia превысили €1 млн. Размер выручки гендиректор не раскрывает; по оценке Forbes, она составляет 6-7 млн рублей в месяц. Цеберс прикидывает: чтобы расплатиться по долгам, нужно еще два года. План на 2011 год у него более чем амбициозный — 24 млн карт. Z-Card Russia нацеливается на регионы (пока за пределами Москвы у компании всего пять представителей — рекламных агентств). «Сейчас у нас по сути рестарт, — рассуждает Цеберс. — Интересно, что в результате получится».

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться