03.02.2011 00:00

Инерционный капитализм

Это похоже на дежавю. Шесть лет назад в колонке редактора я писал, что наша экономика напоминает автомобиль, водитель которого одновременно давит на педаль газа и на тормоз. Иностранные инвесторы вкладывали миллиарды долларов в быстрорастущий потребительский сектор, правительство заявляло о «скором вступлении в ВТО», а российские бизнесмены тем временем опасались начинать масштабные проекты из-за незащищенности прав собственности и произвола чиновников и силовиков. Автомобиль, получающий противоречивые сигналы, однако, плавно двигался вперед, как если бы стоял на дороге с уклоном: рост экономики подогревался высокими ценами на энергоносители.

Сегодняшние цены на нефть на 70% выше тех, которые были в 2005-м, и автомобиль российской экономики продолжает катиться, хотя педаль тормоза все сильнее вдавливается в пол, а из-под капота уже текут масло и бензин. Аналогия прямая: никогда прежде из России не утекало так много капитала, как за последние три года, когда чистый отток составил совокупно $230 млрд. До кризиса 2008 года высокие цены на нефть хотя бы притягивали деньги в страну, сейчас и благоприятная конъюнктура не помогает (см. график).

Катящийся вниз автомобиль, конечно, лучше, чем автомобиль, стоящий на месте. За минувшие шесть лет были созданы 2 млн рабочих мест (чистый прирост), сколочены гигантские и просто хорошие состояния, появились новые компании с капитализацией в миллиарды долларов. Грех жаловаться? Рассуждать так весьма цинично. Это значит закрывать глаза на упущенные возможности, то есть по доброй воле отказываться от амбиций. Это значит одобрять воровство и произвол чиновников, закрепляя чудовищные моральные стандарты у элиты. Это значит плодить бизнесменов-временщиков, желающих «отжать» по максимуму, пока есть возможность, а потом уехать. Таковы побочные эффекты движения по инерции.

Я не большой мастер прогнозов, но инерционный капитализм, в котором мы живем, помимо всего прочего, увы, трансформирует общество не в лучшую сторону. Ожидания большие, а возможностей и конструктивных решений все меньше. И это противоречие посильнее механической несовместимости тормоза и газа, которое хотя мешает экономике, но не в силах ее остановить.

Новости партнеров