Инерционный капитализм | Forbes.ru
$59.23
69.58
ММВБ2160.75
BRENT63.89
RTS1149.88
GOLD1244.31

Инерционный капитализм

читайте также
+1461 просмотров за суткиСуд арестовал активы «Системы» почти на 99 млрд рублей +489 просмотров за суткиЧервь-киборг: ученые создали модель нематоды из Lego +72 просмотров за суткиНа языке цифр. Что дает бизнес-сообществу новый вид телефонной связи +3938 просмотров за суткиВозьми печеньку: чем удивит Android 8.0 Oreo +2493 просмотров за суткиОсобый подозреваемый. Генпрокурор Чайка хочет забрать дело миллиардера Керимова +1709 просмотров за суткиСтая черных лебедей. Пять главных событий для инвесторов +598 просмотров за суткиЗолотые метры. Рынок элитного жилья в Москве оценили в 45,7 млрд рублей +1685 просмотров за суткиДеньги за бочку: американские производители нефти готовы продавить цены +1217 просмотров за суткиТайна «Спасителя». Кто купил полотно да Винчи у миллиардера Рыболовлева за $450 млн +3950 просмотров за суткиИталия объявляет чрезвычайное положение из-за взрыва на газовом хабе в Австрии +529 просмотров за суткиГруппа S7 обвинила нефтяников в завышении цен на керосин +908 просмотров за сутки «Политика шантажа». «Роснефть» снова требует арестовать активы «Системы» +1182 просмотров за суткиЗакрытый клуб. Какие программы лояльности нужны магазинам, ресторанам и гостиницам +1108 просмотров за суткиЧрезмерные амбиции: руководство General Electric увлеклось дорогими покупками +2236 просмотров за сутки«Яндекс» назвал самые популярные запросы россиян в 2017 году +4184 просмотров за суткиРабочий вопрос: 5 вечерних образов для корпоративного праздника +1237 просмотров за суткиНовогодние покупки. Какие активы подорожают из-за налоговой реформы в США +6881 просмотров за сутки«Цифровое золото»: Павел Дуров заработал на биткоинах больше $30 млн +886 просмотров за суткиСделать Америку великой: Трамп хочет вернуть астронавтов NASA на Луну +1037 просмотров за суткиПраво руля: в чем кроется успех японского автопрома +1420 просмотров за суткиИгры Куснировича: Bosco оденет руководство МОК на Олимпиаде в Пхенчхане
03.02.2011 00:00

Инерционный капитализм

Это похоже на дежавю. Шесть лет назад в колонке редактора я писал, что наша экономика напоминает автомобиль, водитель которого одновременно давит на педаль газа и на тормоз. Иностранные инвесторы вкладывали миллиарды долларов в быстрорастущий потребительский сектор, правительство заявляло о «скором вступлении в ВТО», а российские бизнесмены тем временем опасались начинать масштабные проекты из-за незащищенности прав собственности и произвола чиновников и силовиков. Автомобиль, получающий противоречивые сигналы, однако, плавно двигался вперед, как если бы стоял на дороге с уклоном: рост экономики подогревался высокими ценами на энергоносители.

Сегодняшние цены на нефть на 70% выше тех, которые были в 2005-м, и автомобиль российской экономики продолжает катиться, хотя педаль тормоза все сильнее вдавливается в пол, а из-под капота уже текут масло и бензин. Аналогия прямая: никогда прежде из России не утекало так много капитала, как за последние три года, когда чистый отток составил совокупно $230 млрд. До кризиса 2008 года высокие цены на нефть хотя бы притягивали деньги в страну, сейчас и благоприятная конъюнктура не помогает (см. график).

Катящийся вниз автомобиль, конечно, лучше, чем автомобиль, стоящий на месте. За минувшие шесть лет были созданы 2 млн рабочих мест (чистый прирост), сколочены гигантские и просто хорошие состояния, появились новые компании с капитализацией в миллиарды долларов. Грех жаловаться? Рассуждать так весьма цинично. Это значит закрывать глаза на упущенные возможности, то есть по доброй воле отказываться от амбиций. Это значит одобрять воровство и произвол чиновников, закрепляя чудовищные моральные стандарты у элиты. Это значит плодить бизнесменов-временщиков, желающих «отжать» по максимуму, пока есть возможность, а потом уехать. Таковы побочные эффекты движения по инерции.

Я не большой мастер прогнозов, но инерционный капитализм, в котором мы живем, помимо всего прочего, увы, трансформирует общество не в лучшую сторону. Ожидания большие, а возможностей и конструктивных решений все меньше. И это противоречие посильнее механической несовместимости тормоза и газа, которое хотя мешает экономике, но не в силах ее остановить.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться