Узкое горлышко | Forbes.ru
$58.62
69.32
ММВБ2131.94
BRENT62.55
RTS1141.50
GOLD1255.43

Узкое горлышко

читайте также
+1829 просмотров за суткиПродажа акций «Детского мира» сорвалась из-за ареста активов «Системы» +599 просмотров за суткиОткрытка от художника — дорогой подарок на Новый год +3772 просмотров за суткиМиллиардер Усманов продает доли в СТС и «Муз-ТВ» +777 просмотров за суткиСтруктура Абрамовича и Абрамова купила 24,5% акций «Трансконтейнера» +470 просмотров за суткиДмитрий Ульянов: «Для нас комфорт и безопасность пациента — безусловный приоритет» +1620 просмотров за суткиОт Boeing 747 до роскошных вилл: как китайцы продают все на онлайн-аукционах +1427 просмотров за суткиРаздвоение наличности. Forbes выяснил, что число открытых ИИС завышено +8632 просмотров за суткиПобеда в Сирии. Чем закончилась военная операция для России +767 просмотров за суткиКризис доверия. Технологическая революция меняет само это понятие +1158 просмотров за суткиНа стриме: как устроена экономика киберспорта +2750 просмотров за суткиСтавка на повышение.Что будет с долларом после решения ФРС +912 просмотров за суткиКонструктор для взрослых. Как собрать магазин или фестивальную площадку +336 просмотров за суткиНе упустить ни капли: как собрать стоящую коллекцию вин +404 просмотров за суткиКультурная экспроприация: мужские ткани в женском гардеробе +1061 просмотров за суткиБорьба с болезнями крови: пять победителей и один проигравший +670 просмотров за суткиСбербанк продал львовский VS Банк экс-премьеру Тигипко +1000 просмотров за суткиВиртуальная реальность стимулирует к покупке новой квартиры и повышает квалификацию хирурга +1543 просмотров за суткиОпасное сближение. Почему ЦБ может прервать цикл снижения ставок +450 просмотров за суткиGoogle обогнал Facebook по объемам интернет-трафика для СМИ +2320 просмотров за сутки7 принципов идеального текста: уроки известных писателей +6225 просмотров за суткиОсторожно, камера. Техосмотры снимут на видео за счет автовладельцев
03.03.2011 00:00

Узкое горлышко

Илья Жегулев Forbes Contributor
Сергей Бучик научил розницу разливать пиво без пены. Удастся ли уберечь технологию 
от китайских пиратов?

Хозяйка небольшой пивной лавки в Новосибирске Галина Сычева негодовала: только начала торговать — и вдруг проверка. Магазинчик заполонили милиционеры и рабочие, которые, как объяснили предпринимательнице, нужны для демонтажа контрафактного оборудования. Незваных гостей интересовали краны, которые позволяют разливать в пластиковые бутылки пиво без пены. На некоторых стояли крышки «Пегас», остальные произвела неизвестная китайская фабрика. Пока Сычева недоумевала, почему она должна платить штраф, если безымянные краны ей дали вместе с пивом поставщики, рабочие начали их отвинчивать.

Наблюдавший за происходящим владелец компании «Новосибирскпродмаш» и бренда «Пегас» Сергей Бучик чувствовал себя не в своей тарелке. Он старался не смотреть, как «кошмарят» предпринимателя по его наводке. «Ее оштрафуют максимум на 10 000 рублей», — успокаивал себя Бучик. Без этой лавки он бы не смог выйти на поставщиков контрафакта. «Это только начало цепочки», — говорит бизнесмен. Разматывать ее придется решительно и жестко. За последние три года по всей стране появилось порядка 30 000 мелких точек и даже сетей магазинов «живого пива», почти все оборудованы кранами «Пегас». Но созданный Бучиком рынок обнаружили китайские конкуренты, и теперь приходится воевать с ними.

Компания «Новосибирскпродмаш» изначально занималась поставками линий разлива и, вероятно, так и осталась бы исключительно в этой нише, если бы Сергей Бучик не приехал однажды в Нижневартовск договариваться о поставках пива. Директор пивзавода пожаловался: купил в Германии громоздкую бандуру за €1000, которая позволяет наливать пиво в ПЭТ-тару вручную прямо на точке, без пены. «А у меня 80 точек и в каждой по два сорта пива. Это я €160 000 должен отдать, чтобы оборудовать точки?» — передает его слова Бучик. Он решил попробовать сделать кран своими силами. Через несколько месяцев появился первый неказистый, но дешевый прототип «Пегаса». Опытную версию крана-пеногасителя выпросил еще один владелец мини-пивзавода, уже новосибирского. Бучик понял: он открыл золотую жилу.

Дистрибьюторы пива, однако, оценили новинку не сразу. «Все восхищались: вау, нам это надо, завтра же покупаем, 100 штук, 200 штук. И на этом все закончилось», — рассказывает Бучик. Для «Пегасов» не было рынка, и он решил создать его сам. В Новосибирске советская культура палаток с разливным пивом еще была жива, оставалось уговорить нескольких владельцев поменять краны. Эффект не заставил себя ждать. Покупатели немедленно перетекли туда, где пиво наливалось без пены — в разы быстрее. Палатки с обычными кранами стали разоряться. Зато как грибы начали расти новые места продажи разливного пива. Сначала это были точки на пару кранов, затем они выросли в магазины, где кранов больше 10. Сейчас новосибирский стандарт — магазины с 50 сортами пива, каждый из которых наливается через «Пегас». Всего по городу рассыпано 2000 точек по продаже «живого пива».

Компания Бучика всячески стимулировала открытие таких магазинов, выложив у себя на сайте типовой бизнес-план торговой точки, где объяснялось, как отбить предприятие всего за одно лето. Представители «Новосибирскпродмаша» стали ездить по городам на семинары по малому бизнесу, где подробно рассказывали о новом бизнесе. «Продал машину, открыл магазин, отбил магазин — купил машину» — так в кризис привлекали уволенных клерков представители «Новосибирскпродмаша». Низкий входной барьер — до 400 000 рублей — и большая маржа (до 100% наценки на опт) действовали безотказно.

За магазинами последовали оптовики, специализирующиеся на «живом пиве», за ними — заводы. Совладелец Барнаульского пивзавода Евгений Солодилов с гордостью демонстрирует блестящие бродильни: если 4 года назад завод специализировался в основном на «стекле» и обслуживал местный рынок, то сейчас продажи разливного пива в кегах в три раза обгоняют бутыли. С разливным пивом Солодилов пришел в Москву — его сорта под брендом «Чешское» продаются во многих столичных «разливайках».

Дела компании Бучика пошли в гору. Годовая выручка «Новосибирскпродмаша» выросла втрое за три года — до 1,2 млрд рублей в 2010 году. На сегодня в России продано уже более 500 000 кранов «Пегас». Тем временем созданный в России новый доходный рынок привлек внимание конкурентов.

Чтобы ослабить монополию Сергея Бучика, конкурентам нужно было наладить производство собственных кранов-пеногасителей. Технически это несложно. Принцип работы «Пегаса», основанный на так называемом противодавлении, прост, и не «Новосибирскпродмаш» его открыл. Он просто перенес промышленную технологию в условия торговых точек, максимально упростив агрегат. И сейчас пиво в магазинах разливается по тому же принципу, что и на заводах. Сначала бутылки наполняются газом, потом пиво выдавливает газ. Пиво подается в бутылку под давлением, а противодавление в бутылке выталкивает и гасит пену. Запатентовать сам принцип было уже невозможно, поэтому «Новосибирскпродмаш» запатентовал отдельные механизмы своего крана — всего на «Пегасе» семь патентов.

Но в такой ситуации доказывать свою правоту сложно. Например, сеть магазинов «Лит.Ра» (Москва) выпустила свой кран, рассчитанный на две бочки с пивом. Новосибирцам остается лишь рассказывать, что похожее устройство у них было заблаговременно запатентовано. Но спорить с крупнейшей сетью они считают бесперспективным.

Появились на рынке и краны итальянской CEM Industries. Здесь пока Бучику бояться нечего. Краны CEM работают по другой технологии, не используется углекислый газ. В результате пиво дегазируется и, по словам владельца московского магазина «Царь-пиво» Николая Желагина, который пробовал устанавливать у себя итальянский кран Fast Beer, становится менее вкусным.

Основная проблема «Пегаса» — китайцы. Выглядит их продукция так же, а стоит на 30% дешевле. И в отличие от CEM, которая не нарушает патента, китайцы не заботятся об авторских правах. Директор «Новосибирскпродмаша» по маркетингу Сергей Чирва жалуется: приезжаешь в Китай, и, пока разбираешься с одним заводом, производство налаживается уже на нескольких других. Сложно и с оптовиками: процедура выявления подделки очень длинная. По оценкам Сергея Бучика, в 2010 году из-за китайцев он потерял 15% продаж. «Рынок вырос, а продажи остались на том же уровне», — жалуется он.

Бучик уверен: единственный путь — создавать конкуренцию самим себе. Сейчас компания выпускает новый кран, в котором учтены ошибки первой модели. Пока китайцы научатся его подделывать, новосибирским конструкторам нужно успеть разработать третий.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться