Выбор редакции
Перестройка без результата
Десять лет назад, в 2001 году, была создана Комиссия по вопросам реформирования государственной службы, которую возглавил Дмитрий Медведев. Рабочая группа под руководством тогдашнего заместителя руководителя Администрации президента в течение двух лет разрабатывала концепцию преобразований госаппарата.
Первоначально эксперты сосредоточились на изменении мотивации действий чиновников. Ключевая идея намечавшихся преобразований состояла в повышении конкурентоспособности госслужбы на рынке труда. Предлагавшиеся институциональные новации — гибкая система оплаты труда, использование индивидуальных контрактов, снятие барьеров на приход специалистов «извне», внедрение современных методов управления персоналом — должны были позволить привлекать квалифицированные кадры.
Радикальной реформе госаппарата воспротивились входившие в комиссию представители силовых ведомств. Они следовали устаревшей идее превращения госслужбы в замкнутую касту, куда люди входят в молодости и не выходя работают до старости. В итоге концепция реформы госуправления и новая редакция Закона «О государственной гражданской службе» были основаны на компромиссах. В процессе реализации… был фактически сделан крен в сторону традиционной государственнической компоненты.
Со временем на первый план стали выдвигаться проблемы, касавшиеся функций и структуры госорганов, их взаимоотношений друг с другом и с внешними субъектами. В результате появилось новое направление, названное административной реформой в противовес реформе системы государственной службы, которая фокусировалась на кадрах и управлении персоналом. Главным новшеством стало введение трехуровневой структуры госуправления: министерства сосредотачивались на выработке политики и разработке правил поведения, подготовке нормативных актов, которыми теперь должны были руководствоваться нижестоящие службы и агентства, выполняющие функции контроля, надзора, распоряжения имуществом и оказания государственных услуг. Сегодня приходится констатировать, что эта мера не возымела должного эффекта.
— Кирилл Родионов, научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара
Отдельно взятый телеканал
Если покупка [медиахолдингом Юрия Ковальчука блокирующего пакета Первого канала] не история про «империя наносит ответный удар», то я не знаю, что называется «ответным ударом». Тем более что скромные притязания Дмитрия Медведева на любовь СМИ и даже сыгранная им роль всероссийского исполнителя желаний в киноленте «Елки» рядом с такими сделками просто не лежат.
Такой «ответный удар» есть, на мой взгляд, именно мощная политическая манифестация воли к жизни, в наличии которой у премьера Путина некоторые скептики в последнее время сомневались. Теперь всем понятно: воля есть, с друзьями и деньгами у друзей тоже все в порядке. По сути, Путин теперь ничем не хуже друга Сильвио, только тот владеет активами сам, а Путин может порадоваться за старых знакомых. В любом случае сделка знаменует собой переход политической ситуации в стране от вялотекущего вальса к бодрому победоносному маршу.
Если учесть, что некоторые другие друзья премьера могут вполне удачно пошопиться и в ходе объявленной правительством приватизации, происходящее легко можно назвать «захватом командных высот» в медиасырьевой отечественной экономике. Итоги этого сезона покупок несколько девальвируют стоимость «Кубка 2012». Сделав президентский пост в России еще более «как бы политическим», но значительно менее ценным.
— Константин Гаазе, редактор отдела политики и экономики газеты «Московские новости»