К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Космос как услуга


10 компаний, которые зарабатывают деньги в безвоздушном пространстве

Полет Юрия Гагарина, 50-летие которого отмечается в этом году, стал великим событием в истории человечества. Он явил собой пример существовавшего вплоть до окончания холодной войны подхода к освоению космоса. Технологические достижения служили аргументом в идеологической борьбе. Финансированием космических полетов занимались государства, не считаясь с издержками. Разработку вели закрытые институты и оборонные предприятия.

В 1990-е оказалось, что у правительств нет ни воли, ни средств для поддержания прежних темпов космической гонки. Зато за полеты в космос готовы платить обычные люди и частные фирмы. За последние 15 лет возникли десятки небольших компаний, для которых космос не только цель, но и источник заработка. Им потребовалось не так уж много времени и денег, чтобы создать частную космическую индустрию, построить ракеты и космические корабли и начать продавать на них билеты. Космос стал не только подвигом, но и услугой.

Суборбитальные туристические полеты

 

КОМПАНИЯ Virgin Galactic

год ОСНОВАНИЯ 2004

 

Компания, основанная Ричардом Брэнсоном, еще не запустила ни одного человека в космос, но уже сделала космический туризм массовым развлечением. На суборбитальный полет с Virgin Galactic стоимостью $200 000 подписались больше 400 человек. Полет будет длиться несколько часов, а состояние невесомости — около 6 минут. Поднимать туристов на стокилометровую высоту (там, как принято считать, начинается космос) будет корабль SpaceShip Two, который разрабатывают совместно Virgin Galactic и Scaled Composites знаменитого конструктора Берта Рутана. SS2 совершил свой первый тестовый полет в 2010 году, а туристические полеты начнет, по уверениям Брэнсона, к началу следующего года. Более отдаленные планы Virgin Galactic включают быстрые межконтинентальные перелеты на Земле, рейсы на МКС и орбитальные полеты.

Отправка грузов в космос

КОМПАНИЯ Space Exploration Technologies (SpaceX)

 

год ОСНОВАНИЯ 2002

Основатель, гендиректор и технический директор SpaceX Элон Маск — серийный предприниматель, участвовавший в создании системы платежей Pay Pal и компании по производству электромобилей Tesla Motors. Компания, в которую он вложил $100 млн собственных денег, ставит целью снизить стоимость космических перевозок в 10 раз. SpaceX существует меньше 10 лет, но успела разработать с нуля собственные ракеты-носители Falcon 1 и Falcon 9 и космический корабль Dragon. В декабре 2010 года Dragon успешно вышел на орбиту Земли и вернулся обратно; SpaceX — первая частная компания, которая может похвастаться таким достижением. Успехи Маска и коллег оценило NASA, подписавшее с компанией контракт на доставку грузов на МКС стоимостью $1,6 млрд. В ближайшем будущем Dragon планируется приспособить для перевозки не только грузов, но и людей.

Собственный спутник на орбите

КОМПАНИЯ Pumpkin Inc.

год ОСНОВАНИЯ 2000

 

Компания Pumpkin Inc. не посылает людей в космос, но создает потребительский рынок там, где его появления сложнее всего ожидать. Продукт Pumpkin — это маленькие, размером всего десять на десять сантиметров, спутники CubeSat, которые каждый желающий может купить за несколько тысяч долларов (запуск обойдется дороже). Чтобы сделать свою продукцию доступнее, основатель компании Эндрю Калмэн сбивает цену на спутники, заменив специализированные компоненты на обычные чипы, созданные для потребительских устройств. Пока что покупают спутники не частные лица, а университеты и обсерватории; всего было продано более 200 устройств. 12 доработанных спутников стоимостью $250 000 каждый купило Национальное управление военно-космической разведки США.

Суборбитальный транспорт, способный на 4 вылета в сутки

КОМПАНИЯ Хcor Aerospace

год ОСНОВАНИЯ 1999

 

За 11 с небольшим лет существования Xcor ее инженеры успели спроектировать больше десятка моделей ракетных двигателей и приобрести успешный опыт запуска пилотируемых кораблей. Суборбитальных туристов ($95 000 за место) на высоту 100 км будет поднимать корабль под названием Lynx (рысь), вмещающий только одного пассажира, но зато способный совершать до четырех получасовых вылетов в день. Важное достоинство Lynx: он может взлетать с обычной взлетной полосы. Недавно шесть мест на Lynx купили ученые из американского Юго-Западного исследовательского института (занимается изучением космоса). Авиакомпания KLM объявила в ноябре, что включает полеты на Lynx в программу поощрения часто летающих клиентов.

Путешествие на орбиту Луны

КОМПАНИЯ Space Adventures

год ОСНОВАНИЯ 1998

 

Единственная на сегодняшний день компания в отрасли космического туризма, которая уже отправила человека в космос. Благодаря Space Adventures семь туристов побывали на Международной космической станции (один из них дважды). Среди клиентов компании — топ-менеджер Microsoft Чарльз Симони и основатель Cirque du Soleil Ги Лалибертэ. Сейчас туристические полеты на МКС не совершаются, но возобновятся в 2013 году. В будущем Space Adventures собирается совместно с компанией Armadillo Aerospace продавать суборбитальные полеты стоимостью около $100 000. Кроме того, желающие могут купить за $100 млн полет вокруг Луны — правда, совершить его можно будет не ранее 2015 года. В 2008 году Space Adventures купила компанию Zero Gravity Corporation, крупнейшего продавца полетов в невесомости (стоимостью $5000).

Отель в открытом космосе

КОМПАНИЯ Bigelow Aerospace

год ОСНОВАНИЯ 1998

 

Роберт Бигелоу сделал состояние на основанной им сети недорогих отелей Budget Suites of America, а теперь тратит его на то, чтобы открыть гостиницы на орбите Земли. Его инвестиции уже превысили $180 млн. Bigelow Aerospace уже успешно запустила на орбиту два экспериментальных надувных модуля Genesis I и Genesis II (оба улетали с космодрома «Ясный» в России). Надувные модули (такая конструкция позволяет экономить на стоимости запуска) будут сдаваться в аренду туристам и исследователям. В компании разрабатывают коммерческую космическую станцию и надеются, что когда-нибудь их модули можно будет разместить на Луне. В 2010 году компания заключила контракты с шестью перспективными клиентами. Для запуска будут использоваться мощности SpaceX или Boeing.

Робот на Луне

КОМПАНИЯ Astrobotic TechnologY

год ОСНОВАНИЯ 2008

 

Основанная сотрудниками Университета Карнеги компания Asrtobotic Technology создает луноход, который, если все пойдет по плану, высадится на Луне в декабре 2013 года (доставку обеспечивает ракета Falcon 9 от SpaceX). Луноход Red Rover претендует на $20 млн — премию, учрежденную Google вместе с фондом X Prize бизнесмена Питера Диамандиса. Премия обещана команде, создавшей робота, который проедет более 500 м по Луне и передаст на Землю данные и фотографии. Даже если робот Asrtobotic Technology не будет первым (у него почти 30 конкурентов), компания надеется возместить расходы на разработку и стоимость транспортировки (свыше $50 млн): помимо лунохода на Луну компания готова отправить 110 кг полезного груза. Тариф — 
$1,8 млн за килограмм.

Суборбитальные транспортные средства

КОМПАНИЯ Blue Origin

год ОСНОВАНИЯ 2000

 

На гербе Blue Origin написано «Gradatim, Ferociter» — «Постепенно и яростно», и компания, основанная создателем Amazon Джеффом Безосом, действительно никуда не торопится. Космический корабль New Shepard (названный в честь первого американского астронавта Алана Шепарда) сможет доставить первых людей на высоту 120 км не ранее 2012 года. Амбиции Безоса не ограничиваются суборбитальными полетами: по его словам, цель Blue Origin — сделать космические полеты сравнительно доступными. Миллиардер приобрел в Техасе участок 700 кв. км, чтобы построить собственную взлетную площадку, а его компания выиграла контракт у NASA на разработку системы аварийного спасения космонавтов стоимостью в $3,7 млн.

Коммерческая космическая станция

КОМПАНИЯ ОРБИТАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

год ОСНОВАНИЯ 2010

 

Российская компания «Орбитальные технологии» планирует к 2016 году вывести на орбиту, по которой вращается МКС, коммерческую космическую станцию. Станция может использоваться как гостиница для космических туристов (6 человек плюс командир экипажа), лаборатория для проведения экспериментов в невесомости и даже запасное убежище для обитателей МКС. Генподрядчиком строительства должна выступать корпорация «Энергия», с которой пока что подписан только протокол о намерениях. Здесь «Орбитальные технологии» отстают от конкурентов из Bigelow Aerospace, которые не только спроектировали, но и вывели на орбиту экспериментальные модули своей космической станции.

Космодром для частных космических компаний

КОМПАНИЯ Spaceport America

начало строительства 2006

 

Первый в мире космодром для частных космических компаний, Spaceport America, откроется в этом году в американском штате Нью-Мексико. Проектировало космодром бюро Foster + Partners знаменитого британского архитектора Нормана Фостера. Spaceport America станет базовой точкой вылета для рейсов Virgin Galactic, планирующей арендовать на космодроме почти 8000 кв. м, но будет использоваться и другими компаниями. Финансируют проект стоимостью больше $200 млн штат Нью-Мексико и округа, прилежащие к месту строительства. Однако новоизбранный губернатор штата член Республиканской партии Сузана Мартинес уже заявила, что собирается приватизировать Spaceport America. С космодрома провели уже несколько запусков суборбитальных кораблей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+