03.04.2011 00:00

Целого мира мало

Андрей Бабицкий Forbes Contributor
Как заработать на расширенной реальности?

Мобильные телефоны и коммуникаторы, снабженные камерой и GPS, породили одно из самых впечатляющих достижений человеческого прогресса: так называемые локационные технологии расширенной реальности (AR — augmented reality). Телефон, понимающий, где находится его владелец и в какую сторону он смотрит, может демонстрировать хозяину цифровое содержание, дополняющее мир вокруг него. Например, старые фотокарточки, снятые с того места, где находится турист, или подходящую статью из «Википедии».

Примеров удачного использования технологий расширенной реальности довольно много, но их сложно назвать революционными. К тому же разработчики приложений AR еще не научились зарабатывать на них деньги. Обидно, если такая невероятная возможность будет использоваться только для проведения экскурсий или пассивной рекламы (активные пользователи технологий AR — риелторы).

Вопрос на миллиард: как заработать на расширенной реальности? AR — это своего рода поиск, только в качестве запроса выступает не ключевое слово, а точка на карте. Человек предъявляет свое местоположение и просит взамен чего-нибудь интересного. Чтобы заработать на поиске, надо всего лишь научиться продавать ключевые слова. Точнее, ключевые квадратные метры.

Представьте себе человека, разглядывающего Пушкинскую площадь (или Таймс-сквер) через видоискатель iPhone. Как только телефон поймет, что его хозяин смотрит на дом с таким-то номером, он предъявит ему дымящуюся чашку эспрессо, или скидочный купон, или расписание сеансов в кинотеатре — в зависимости от того, что можно получить в этом доме. Согласится ли владелец кинотеатра или кафе поучаствовать в аукционе за несколько метров тротуара? Скорее всего. А если его заведение находится на Таймс-сквер, суммы могут оказаться заоблачными.

Существующие платформы для разработчиков приложений AR (Layar, Wikitude и др.) открыты для всех и не накладывают жестких географических ограничений на работу приложений, возможно, потому что рынок пока совсем не развит. Но когда-нибудь все с неизбежностью изменится.

Во-первых, никакая виртуальная реальность не вместит весь контент от всех желающих. Во-вторых, владельцы мелкого бизнеса уже готовы платить за геотаргетированную рекламу. Наконец, виртуальный мир AR позволит совместить обычную рекламу, игровую динамику и продажу виртуальных товаров — иными словами, объединить возможности Groupon, Zynga и Foursquare.

Виртуальные миры с земной географией, с которых можно будет собирать ренту, просто обязаны стать симпатичным местом. Деньги от продажи дорогой земли в центре больших городов и на автострадах владельцы будут тратить на привлекательный контент для плохо продающихся участков (пустыни Сахара, спальных окраин Москвы и еще 99,99% поверхности планеты), чтобы заманить пользователей в свой мир.

Это вряд ли случится быстро. Но лишь тогда, когда это произойдет, расширенная реальность будет заслуживать своего громкого названия.

Новости партнеров