Диктатура блогов | Forbes.ru
сюжеты
$56.67
69.27
ММВБ2290.23
BRENT68.86
RTS1273.52
GOLD1329.49

Диктатура блогов

читайте также
Отцы и дети: молодое поколение диктует правила для Louis Vuitton и Gucci Новое золото. Владельцы складов богатеют благодаря онлайн-торговле Миллиардер Игорь Рыбаков рассказал, как бизнесмены меняют жизнь вокруг себя +33 просмотров за суткиЛечиться в России. Есть ли перспективы у медицинского туризма +765 просмотров за суткиКто станет следующей Apple: 10 стартапов, к которым стоит присмотреться в 2018 году +74 просмотров за суткиВ «Гараже» настал звездный час российского современного искусства +332 просмотров за суткиПовышенные риски: почему фармацевтические лидеры отказываются от разработки важных препаратов +6582 просмотров за суткиПредприниматель, магнат и беглец: непредсказуемая жизнь Джозефа Лау +1911 просмотров за суткиНаши в Вегасе. Как стартапу засветиться на выставке технологий +2676 просмотров за суткиЛишние подношения. Как передаривать подарки и никого не обидеть +3375 просмотров за суткиПесни нашего двора. Как миллениалы выживают в городской среде +3192 просмотров за суткиВместо американцев. Как российские рейтинговые агентства стали играть первую скрипку в стране +532 просмотров за суткиФедерико Аксат: «У меня довольно странная манера письма» +3965 просмотров за суткиСвой среди чужих. Кому не подойдет британское школьное образование +12223 просмотров за суткиОбъятия Морфея. Сколько нужно спать, чтобы быть продуктивным +1190 просмотров за суткиИскусственный интеллект научился читать лучше человека +49975 просмотров за суткиВремя первых. Автомобили, изменившие мир +4602 просмотров за суткиМальтийский синдром. Почему мода на европейские паспорта вредит России +817 просмотров за суткиФильмы недели: Уинстон Черчилль против человека-амфибии +1299 просмотров за суткиВремя возможностей: откуда берется всеобщее уныние по поводу возраста +707 просмотров за суткиAmazon и Dell вошли в рейтинг лучших компаний для удаленной работы – 2018
    03.05.2011 00:00

Диктатура блогов

Федор Лукьянов Forbes Contributor
Современные средства социальной коммуникации становятся детонаторами не только 
революций, но и крупных войн

Операцию «Буря в пустыне», осуществленную международной коалицией 20 лет назад, зимой 1991 года, назвали первой войной в прямом эфире. Камеры CNN, установленные на крышах и улицах атакуемого Багдада, позволили миру впервые (и с тех пор постоянно) следить за боевыми действиями в режиме реального времени.

Возникает ощущение сопричастности: некогда отдаленные события входят в каждый дом. В то же время стирается грань, отделяющая настоящую войну с ее кровью, слезами и геополитическими последствиями от мастерски поставленного реалити-шоу, зрелища с великолепными спецэффектами. Возможно, и по этой причине (помимо, конечно, исчезновения системного противовеса в лице СССР) демократические страны теперь куда легче, чем раньше, идут на применение военной силы.

Ливийская «Одиссея» — новая веха. Крупнейшие державы начали боевые действия в Африке не столько исходя из политических или экономических расчетов (на них почти не было времени), сколько реагируя на медийный запрос. Символично, что во Франции, выступившей застрельщиком кампании, важнейшую роль сыграл публицист Бернар Анри-Леви. Он свел президента Саркози с представителями ливийской оппозиции и добился от него признания их законной властью, с чего все и началось.

Интервенциям в Югославии, Афганистане, Ираке, сколь бы спорными они ни были, предшествовала работа — изучение расстановки сил, анализ правовой базы и материальных возможностей, оценка перспектив. На сей раз принятая в пожарном порядке, а потому беспрецедентно нечеткая резолюция Совбеза ООН диктовалась ощущением паники.

Политикам Европы и США неприятно вспоминать собственное бездействие во время резни в Руанде и Сребренице. Перспектива кровавой бани в Бенгази, новости о которой (реальные или преувеличенные) повсеместно распространяют бесчисленные средства коммуникации, ужаснула настолько, что ущерб от воздержания признали большим, чем потери от втягивания в междоусобный конфликт.

Несмотря на информационную прозрачность, никто не понимает, что происходит в Ливии. Там не было ни международных наблюдателей, ни специальных миссий или организаций, которые, обладая соответствующим мандатом, доложили бы обстановку. Репортажи из столицы повстанцев демонстрировали либо неких людей с плакатами, которые, выкрикивая лозунги и призывы к Западу, ходили по улицам Бенгази, либо кадры неопознанных взрывов и людей с автоматами, куда-то бегущих и стреляющих.

Тревожная интонация репортеров не вполне соотносилась с видеорядом, но нагнетала атмосферу. Информация о шести тысячах погибших в Триполи, откуда-то взявшаяся в первые дни, затем исчезла, но подлила масла в огонь. О том, что Каддафи — персонаж одиозный, жестокий, взбалмошный и невероятно вульгарный, было известно давно. Однако у СМИ государств, которые до этого прекрасно вели бизнес с «сумасшедшим полковником», глаза на ужасы Джамахирии по-настоящему открылись только теперь.

Современные средства коммуникации, особенно столь популярные сейчас блоги и твиттер, становятся детонаторами не только революций, но и крупных войн. Пользователь социальных сетей не несет никакой ответственности за сообщаемую информацию, но создает иллюзию стопроцентной достоверности. Впрочем, возлагать вину на блогеров бессмысленно: они лишь слепок общества, которое нашло новый способ самовыражения. А вот профессия политика как раз и состоит в том, чтобы, учитывая мнение общества, не становиться его заложником. Потому что потом оно же сурово спросит с политика за то, на что само его толкнуло.

[processed]

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться